Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 08.07.2004 N А54-82/04-С11 Расходы на льготную оплату коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 8 июля 2004 г. Дело N А54-82/04-С11“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО “Рязаньгоргаз“, г. Рязань, на Решение от 25.02.2004 Арбитражного суда Рязанской области по делу N А54-82/04-С11,

УСТАНОВИЛ:

ОАО “Рязаньгоргаз“, г. Рязань, обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к Финансово-казначейскому управлению Рязанской области, Финансово-казначейскому управлению администрации г. Рязани, Управлению социальной защиты населения администрации г. Рязани о взыскании убытков, составляющих задолженность в сумме 8100522,93 руб. по компенсации выпадающих доходов в связи с предоставлением ветеранам льгот по оплате природного
газа в соответствии с ФЗ “О ветеранах“.

Судом в соответствии со ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечено МУП “Кустовой вычислительный центр“ г. Рязани.

В ходе судебного разбирательства истец уточнил, что исковые требования заявлены им к субъекту Российской Федерации - Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области. Кроме того, истец в порядке ст. 49 АПК РФ заявил отказ от иска в части требований к Финансово-казначейскому управлению администрации г. Рязани, Управлению социальной защиты населения администрации г. Рязани. Отказ от иска в данной части судом принят.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 25.02.2004 в удовлетворении требования ОАО “Рязаньгоргаз“ к субъекту РФ - Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области отказано. В части требований к Финансово-казначейскому управлению администрации г. Рязани и Управлению социальной защиты населения администрации г. Рязани производство по делу прекращено.

В апелляционном порядке материалы дела не пересматривались.

В кассационной жалобе ОАО “Рязаньгоргаз“ просит отменить указанное решение и принять новое. Заявитель жалобы полагает, что судом первой инстанции не была применена подлежащая применению ст. 203 ГК РФ.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы. Представители ответчиков в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 284 АПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя, судебная коллегия считает, что Решение Арбитражного суда Рязанской области от 25.02.2004 в части отказа в удовлетворении требования ОАО “Рязаньгоргаз“ к субъекту РФ - Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области подлежит отмене, дело в этой части -
передаче на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Рязанской области. В остальной части решение следует оставить без изменения.

Судом первой инстанции установлено, что ОАО “Рязаньгоргаз“ осуществляет поставку газа жителям г. Рязани, в том числе и лицам, имеющим право на льготы, предусмотренные ФЗ “О ветеранах“.

В соответствии с пп. “а“ пп. 2 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ “О ветеранах“ расходы на льготную оплату коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Расходы на компенсацию коммерческой организации затрат, связанных с предоставлением предусмотренных Федеральным законом льгот, являются особой формой расходов бюджета Рязанской области.

Представленными в материалы дела документами не доказано исполнение обязанности субъектом РФ по компенсации расходов, связанных с предоставлением истцом льгот, предусмотренных Федеральным законом “О ветеранах“. В соответствии со ст. ст. 16 и 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, в т.ч. издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Согласно ст. 1071 ГК РФ причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени которой выступают соответствующие финансовые органы. Поскольку финансирование затрат, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг (в том числе и поставка газа) ФЗ “О ветеранах“ возложена на субъекты РФ, ответчиком по данному делу является субъект РФ - Рязанская область в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области.

Фактический размер убытков ОАО “Рязаньгоргаз“ за 1999 г. в заявленной сумме подтверждается актами сверки от 13.09.99 и
от 16.03.2000, составленными между истцом и управлением социальной защиты населения администрации г. Рязани. Спора по суммам убытков у сторон не имеется.

Однако ответчиком было заявлено о применении судом срока исковой давности.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования ОАО “Рязаньгоргаз“ к субъекту РФ - Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области, пришел к выводу о том, что истец начиная с 01.01.2000 уже знал о нарушенном праве на возмещение ему затрат, связанных с предоставлением в 1999 г. льгот по оплате газа гражданами, предусмотренных ФЗ “О ветеранах“. Учитывая норму ст. 196 ГК РФ, срок исковой давности по требованию истца истек в январе 2003 г., следовательно, истцом пропущен срок исковой давности.

Данный вывод суда первой инстанции кассационная коллегия находит выясненным по неполно установленным обстоятельствам дела.

Так, в материалах дела имеются, помимо актов сверки, на которые суд сослался в мотивировочной части решения, письма истца и ответчиков (т. 1 л.д. 26 - 38) за 2000 - 2002 гг., которым судом не дана оценка.

Таким образом, довод истца о перерыве срока исковой давности вышеуказанными письмами ответчика нуждается в дополнительном исследовании суда.

Принимая во внимание изложенное, кассационная коллегия считает, что судебный акт в части отказа в удовлетворении требования ОАО “Рязаньгоргаз“ к субъекту РФ - Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области принят по недостаточно полно исследованным материалам дела.

С учетом изложенного Решение суда от 25.02.2004 в указанной части в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 287 АПК РФ подлежит отмене с передачей дела на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда, но в ином составе судей.

При новом рассмотрении дела суду
следует учесть изложенное, установить обстоятельства, необходимые для разрешения спора, учитывая все представленные сторонами доказательства, дать им надлежащую правовую оценку.

В части требований к Финансово-казначейскому управлению администрации г. Рязани, Управлению социальной защиты населения администрации г. Рязани производство по делу прекращено на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ в связи с отказом истца от иска к данным лицам обоснованно.

В этой части Решение от 25.02.2004 подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ч. 1 п. 3 ст. 287, ч. ч. 1 - 3 ст. 288, ст. 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 25.02.2004 Арбитражного суда Рязанской области по делу N А54-82/04-С11 в части отказа в удовлетворении требования ОАО “Рязаньгоргаз“ к субъекту РФ - Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области отменить, дело в этой части передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда, но в ином составе судей.

В остальной части Решение от 25.02.2004 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 01.07.2004.