Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 22.04.2004 N А14-8285-03/328/13 Имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью и приватизации не подлежит.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 22 апреля 2004 г. Дело N А14-8285-03/328/13“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу администрации г. Воронежа на Решение Арбитражного суда Воронежской области от 02.12.2003 по делу N А14-8285-03/328/13,

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Минимущества России по Воронежской области обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным Постановления Воронежской городской Думы от 31.01.2003 N 06-1 “О передаче объектов в собственность Воронежской области“ в части п. 64 приложения к Постановлению.

Решением суда от 02.12.2003 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого решения не проверялась.

В кассационной
жалобе администрация г. Воронежа просит судебный акт отменить в связи с неправильным применением норм материального права.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, в соответствии с п. 64 Постановления Воронежской городской Думы от 31.01.2003 N 06-1 “О передаче объектов в собственность Воронежской области“ в собственность Воронежской области был передан объект, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Шишкова, 65 площадью, 487,10 кв. м.

Посчитав, что указанный ненормативный акт противоречит действующему законодательству и нарушает его законные права и интересы, Теруправление Минимущества России обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя требования заявителя, суд правомерно руководствовался следующим.

На основании приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ имущество учреждений федеральной почтовой связи, финансирование которых осуществляется из бюджета РФ, относится к федеральной собственности вне зависимости от того, на чьем балансе оно находится, и не может быть передано в муниципальную собственность.

В соответствии с п. 3 ст. 24 Федерального закона РФ от 17.07.99 N 176-ФЗ “О почтовой связи“ имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью и приватизации не подлежит.

Согласно Положению о государственном учреждении - Управлении федеральной почтовой связи Воронежской области Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации в его состав входит филиал - Воронежский почтамт. Отделение почтовой связи является структурным подразделением почтамта.

В настоящее время спорное
нежилое помещение занято отделением почтовой связи, используется по назначению и в соответствии с приложением N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1 относится исключительно к федеральной собственности как имущество учреждения федеральной почтовой связи, финансируемое из бюджета Российской Федерации.

Указанное помещение включено в реестр федеральной собственности и из федеральной собственности не выбывало, что подтверждается выпиской из реестра федеральной собственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции РФ, ч. 2 ст. 6 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ к предметам ведения местного самоуправления относится владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 215 ГК РФ вправе от имени муниципального образования осуществлять права собственника в отношении имущества, являющегося муниципальной собственностью.

Представительный орган муниципального образования - Воронежская городская Дума в соответствии со ст. ст. 35 и 38 Устава г. Воронежа принимает правовые акты, определяющие порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, и осуществляет контроль за их исполнением, устанавливает полномочия органов по управлению муниципальной собственностью и порядок управления объектами муниципальной собственности. Администрация г. Воронежа, являющаяся исполнительным органом муниципального образования, осуществляет полномочия по распоряжению и управлению объектами муниципальной собственности в соответствии с Уставом г. Воронежа и правовыми актами представительного органа (ст. ст. 37, 39, 50 Устава).

Таким образом, Воронежская городская Дума правомочна была принимать постановление о разрешении администрации г. Воронежа передачи объектов недвижимости в собственность Воронежской области.

Постановлением Воронежской городской Думы от 31.01.2003 N 06-1 в связи с обращением администрации Воронежской области по вопросу передачи зданий и нежилых помещений было разрешено администрации г. Воронежа передать безвозмездно в собственность Воронежской
области объекты муниципальной собственности г. Воронежа согласно приложению.

Пунктом 64 приложения к вышеназванному Постановлению разрешена передача почтового отделения, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Шишкова, 65, площадью 487,10 кв. м.

Основанием для регистрации права муниципальной собственности послужило Решение малого Совета Воронежского городского Совета народных депутатов от 07.09.93 N 162 “Об утверждении перечней N N 6, 7, 8, 9 имущества предприятий социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в муниципальную собственность“. Вместе с тем в самом перечне в качестве передаваемого объекта недвижимости указан жилой дом и отсутствуют сведения о передаче жилого дома вместе с нежилым помещением, занимаемым отделением связи. Органами местного самоуправления не представлено в суд какой-либо расшифровки к данному перечню.

Таким образом, включение нежилого помещения, занимаемого почтовым отделением, являющегося государственной собственностью, в перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, является незаконным. Установив это, суд обоснованно пришел к выводу, что Решение малого Совета Воронежского городского Совета народных депутатов от 07.09.2003 N 162 противоречит закону и не подлежит применению.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Принимая во внимание, что оспариваемый ненормативный акт Воронежской городской Думы не соответствует требованиям ч. 1 ст. 130 Конституции РФ, ч. 2 ст. 6 Федерального закона РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, ст. ст. 209, 215 Гражданского кодекса РФ и Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1 и нарушает права и интересы заявителя, суд правомерно признал его недействительным.

На основании изложенного
кассационная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам и доводам сторон дана надлежащая оценка, судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 02.12.2003 по делу N А14-8285-03/328/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.