Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 31.03.2004 N А09-13007/03-3 Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 31 марта 2004 г. Дело N А09-13007/03-3“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной ИМНС России N 3 по Брянской области на Решение Арбитражного суда Брянской области от 13.01.2004 по делу N А09-13007/03-3,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Клен“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Брянской области (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным Решения налоговой инспекции от 28.10.2003 N 100 в части
взыскания 60349 руб. налога на добавленную стоимость, 12070 руб. штрафа за неуплату этого налога и 29702 руб. пени.

Налоговая инспекция обратилась со встречным иском о взыскании с общества налоговой санкции.

Решением суда от 13.01.2004 заявления сторон удовлетворены частично. Решение налогового органа от 28.10.2003 N 100 признано недействительным по взысканию 51166 руб. налога на добавленную стоимость, 10233 руб. 20 коп. штрафа за неуплату этого налога и 25258 руб. 70 коп. пени. В остальной части заявленные налоговой инспекцией требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебный акт в части признания недействительным спорного решения и отказать обществу в заявлении, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.

Проверив законность оспариваемого судебного акта, суд кассационной инстанции установил следующее.

ООО “Клен“ приняты к вычету суммы налога на добавленную стоимость в отдельные отчетные периоды 2001 года по счетам-фактурам, в которых отсутствовали наименование, адрес и ИНН продавца и покупателя, наименование и адрес грузополучателя (поставщик ООО “ТОРЪ“, г. Москва).

В дальнейшем в счета-фактуры были внесены изменения, заверенные поставщиком.

Причиной восстановления налога на добавленную стоимость налоговая инспекция указывает недобросовестность налогоплательщика и то, что обществом счета-фактуры оформлены с нарушением действующего законодательства, в частности, отсутствие подписи руководителя, различие почерков в первоначальных и замененных счетах-фактурах руководителя, главного бухгалтера ООО “ТОРЪ“, продавца, отпустившего товар. Кроме того, организация - поставщик товара ООО “ТОРЪ“, по имеющимся у налогового органа сведениям, по указанному юридическому адресу не находится, контактный телефон не принадлежит этому обществу, последняя отчетность сдана им за 9 месяцев 2001 года.

Суд первой инстанции, признавая недействительным решение
налоговой инспекции, правомерно исходил из следующего.

Как следует из ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные этой статьей вычеты. Налоговым вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности и иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации. Причем вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Порядок оформления и выставления счетов-фактур изложен в ст. ст. 168 и 169 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.

Перечень сведений, которые должны быть указаны в счете-фактуре, приведен в п. 5 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации, а порядок заверения данных счета-фактуры предусмотрен в п. 6 той же статьи.

Правовые последствия несоблюдения требований п. п. 5 и 6 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации установлены в п. 2 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации: счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного указанными пунктами, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом
сумм налога к вычету или возмещению.

При этом ни ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации, ни иные статьи гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации не запрещают вносить изменения в неправильно оформленный счет-фактуру или заменить такой счет-фактуру на оформленный в установленном порядке.

Кроме того, налогоплательщик не может контролировать правильность заполнения поставщиком счета-фактуры.

Общество устранило отмеченные налоговым органом нарушения при заполнении счетов-фактур, о чем уведомило налоговую инспекцию, и представило исправленные продавцом документы с теми же номерами и реквизитами, которые фактически являются дубликатами ранее представленных.

Налоговый орган отразил несоответствие почерков подписей на первоначальных счетах-фактурах и представленных налоговому органу исправленных счетах-фактурах, оформленных в соответствии с требованиями налогового законодательства, однако достоверных доказательств названного обстоятельства суду не представил.

Также заявителем кассационной жалобы не представлено доказательств недобросовестности действий ООО “Клен“.

В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Судом обоснованно принято во внимание, что спорные счета-фактуры в соответствии с положениями ст. ст. 169, 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации оплачены ООО “Клен“.

Таким образом, решение Арбитражного суда Брянской области соответствует нормам материального и процессуального права, и оснований для его отмены не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Брянской области от 13.01.2004 по делу N А09-13007/03-3 оставить без изменения, а кассационную жалобу налоговой инспекции - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.