Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 16.03.2004 N А14-4492-03/133/31 Исковые требования о взыскании задолженности за услуги по очистке сточных вод удовлетворены правомерно, поскольку стоимость оказанных истцом услуг рассчитана по тарифам, утвержденным в установленном законом порядке.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 16 марта 2004 г. Дело N А14-4492-03/133/31“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу МУ “РайДЕЗ ЖКХ Левобережного района“, г. Воронеж, на Решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.09.2003 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 04.12.2003 по делу N А14-4492-03/133/31,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество (далее ОАО) “Воронежсинтезкаучук“, г. Воронеж, обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Дочернему муниципальному унитарному ремонтно-эксплуатационному предприятию (далее ДМУРЭП) N 55, г. Воронеж, о взыскании задолженности за услуги по очистке сточных вод за период
с 01.01.2002 по 31.03.2002 в размере 349487 руб. 95 коп.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена администрация г. Воронежа.

В порядке ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству истца к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Муниципальное учреждение “Районная дирекция единого заказчика ЖКХ Левобережного района“ (далее МУ “РайДЕЗ ЖКХ Левобережного района“), г. Воронеж.

В процессе рассмотрения спора истец в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования в отношении каждого ответчика и просил взыскать стоимость оказанных услуг с ДМУРЭП N 55 в размере 226560 руб. 99 коп., с МУ “РайДЕЗ ЖКХ Левобережного района“ в размере 122926 руб. 96 коп.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 26.09.2003 с ДМУРЭП N 55 в пользу ОАО “Воронежсинтезкаучук“ в качестве неосновательного обогащения взыскано 226560 руб. 99 коп., с МУ “РайДЕЗ ЖКХ Левобережного района“ - 122926 руб. 96 коп.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Воронежской области от 04.12.2003 Решение от 26.09.2003 оставлено без изменения.

Не соглашаясь с принятыми по делу судебными актами, МУ “РайДЕЗ ЖКХ Левобережного района“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене обжалуемых судебных актов в части взыскания с него суммы неосновательного обогащения в размере 122926 руб. 96 коп.

В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что суды необоснованно исходили из того, что спорные дома в период, за который истцом предъявлена ко взысканию задолженность, находились в оперативном управлении МУ “РайДЕЗ ЖКХ Левобережного района“.

Представители сторон и третьего лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения
жалобы извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает необходимым постановление апелляционной инстанции изменить в части распределения судебных расходов, а кассационную жалобу оставить без удовлетворения по следующим основаниям.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что очистные сооружения Левобережной части г. Воронежа принадлежат ОАО “Воронежсинтезкаучук“ на праве собственности. В период с января 2002 г. по март 2002 г. последний оказывал услуги ДМУРЭП N 55 и МУ “РайДЕЗ ЖКХ Левобережного района“ по очистке сточных вод, поступающих от жилых домов, находящихся на балансе ответчиков.

Оплата за оказанные услуги произведена лишь частично жильцами жилых домов, находящихся на балансе ответчиков. Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Как следует из материалов дела, по Распоряжению главы г. Воронежа от 24.12.2001 N 1491-р в районах города были созданы муниципальные учреждения, в том числе МУ “РайДЕЗ ЖКХ Левобережного района“.

В соответствии с п. 7.1 указанного распоряжения у Муниципальных унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства (МУП ЖКХ и Б) районов были изъяты с их согласия числящиеся на балансе объекты жилого и нежилого фонда с последующей передачей на баланс соответствующим муниципальным учреждениям - районным дирекциям единого заказчика ЖКХ.

По сообщению Департамента муниципальной собственности администрации г. Воронежа от 04.02.2003 с баланса ДМУРЭП N 55 на баланс МУ “РайДЕЗ ЖКХ Левобережного района“ в период с 25.02.2002 по 28.02.2002 был передан ряд жилых домов (л.д. 64 - 68, т. 1), сточные воды от которых истец очищал в своих очистных сооружениях в спорный период.

Согласно “Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации“, утвержденным Постановлением Правительства РФ
N 167 от 12.02.99, “Абонентами“ организаций ВКХ являются: юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации; организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры, а также организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению. При этом условия о непосредственном присоединении систем канализации последних к системам организации ВКХ данные Правила не содержат.

Таким образом, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что МУ “РайДЕЗ ЖКХ Левобережного района“, являясь балансодержателем жилых домов, сточные воды от которых через систему коммунальной канализации муниципальных предприятий водопроводно-коммунального хозяйства поступали в очистные сооружения истца, является абонентом последнего, и на него распространяется действие указанных Правил.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что по договору о передаче муниципального имущества в оперативное управление N 09-605 л/б от 22.09.2003 спорные жилые дома ему не передавались, не может быть принят во внимание.

Факт передачи жилого фонда с баланса ДМУРЭП N 55 на баланс МУ “РайДЕЗ ЖКХ Левобережного района“ по актам приема-передачи подтверждается соответствующими документами и сторонами не оспаривается.

Кроме того, как видно из Устава заявителя жалобы, выполнение функций заказчика по техническому обслуживанию находящихся у него на балансе объектов жилого фонда, контроль за качеством коммунальных услуг является уставным видом его деятельности.

Согласно п. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого
судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

В силу п. п. 57, 77 “Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации“ в случае отсутствия прибора учета количество израсходованной питьевой воды определяется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системе водоснабжения при скорости движения воды в них, равной 1,2 м/с, и круглосуточном действии полным сечением с момента последней проверки прибора вплоть до его установки. При этом количество сточных вод принимается равным расчетному количеству отпущенной питьевой воды.

Расчет количества сточных вод произведен ОАО “Воронежсинтезкаучук“ в соответствии с п. 77 Правил, но с учетом установленного органами местного самоуправления ограниченного режима подачи воды 11 часов в сутки в период с января по март 2002 г., при диаметре трубопроводов ответчика, отраженном в лимитных картах, при скорости движения воды - 1,2 м/с.

Стоимость оказанных истцом услуг рассчитана последним по тарифам, утвержденным в установленном законом порядке.

В кассационной жалобе заявитель расчет указанных величин не оспаривает.

С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в части взыскания с МУ “РайДЕЗ ЖКХ Левобережного района“ суммы неосновательного обогащения в размере 122926 руб. 96 коп.

Согласно ч. 1 ст. 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственной пошлиной оплачиваются исковые заявления, иные заявления и жалобы в порядке и размерах, которые установлены федеральным законом.

В силу ст. 4 ч. 2 п. 9 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“ от 09.12.1991 с апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по спорам имущественного характера государственная пошлина уплачивается исходя из оспариваемой заявителем суммы.

Судом апелляционной инстанции с МУ
“РайДЕЗ ЖКХ Левобережного района“ в доход федерального бюджета взыскано 1510 руб. 65 коп. государственной пошлины по апелляционной жалобе. Однако с учетом оспариваемой заявителем суммы 122926 руб. 96 коп. следовало взыскать 2029 руб. 27 коп. госпошлины по апелляционной жалобе.

Таким образом, постановление апелляционной инстанции подлежит изменению в части распределения судебных расходов в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права.

В силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу кассационной жалобы относится на ее заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 287 ч. 1 п. 2, 288 ч. 2 п. 3, ч. 3, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Воронежской области от 04.12.2003 по делу N А14-4492-03/133/31 изменить в части распределения судебных расходов по апелляционной жалобе.

Взыскать с МУ “РайДЕЗ ЖКХ Левобережного района“, г. Воронеж, в доход федерального бюджета 2029 руб. 27 коп. госпошлины по апелляционной жалобе.

В остальной части указанное постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с МУ “РайДЕЗ ЖКХ Левобережного района“, г. Воронеж, в доход федерального бюджета 2029 руб. 27 коп. госпошлины по кассационной жалобе.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.