Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 05.01.2004 N А14-2929/118/28 Не подлежат налогообложению акцизом (освобождаются от налогообложения) операции по реализации (передаче) отбензиненного сухого и нефтяного (попутного) газа после их обработки на территории РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 5 января 2004 г. Дело N А14-2929/118/28“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области на Решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.08.2003 по делу N А14-2929-03/118/28,

УСТАНОВИЛ:

ООО “Воронежская региональная компания по реализации газа“ (далее - ООО “Воронежрегионгаз“) обратилось с заявлением о признании недействительным Решения Межрайонной ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области (далее МИМНС) N 09-21/1 от 24.04.2003.

Решением арбитражного суда от 11.08.2003 заявленные требования ООО “Воронежрегионгаз“ удовлетворены.

В апелляционном порядке дело не
рассматривалось.

Заявитель кассационной жалобы просит отменить Решение суда от 11.08.2003 и направить дело на новое рассмотрение.

Изучив материалы дела, выслушав представителя ООО “Воронежрегионгаз“, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Из материалов дела следует, что МИМНС на основании Решения N 09-21/1 от 24.04.2003 доначислила ООО “Воронежрегионгаз“ акцизы в сумме 90702085 руб. за 4 квартал 2000 г., 2001 г., 9 месяцев 2002 г., пени в сумме 28585684,2 руб. и привлекла заявителя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 18140417 руб.

Основанием доначислений акциза, пени и начисления штрафа явилось, по мнению МИМНС, неправомерное использование льготы по реализации (передаче) отбензиненного сухого и нефтяного (попутного) газа после их обработки.

В обоснование данных выводов инспекция сослалась на п. 2 ст. 183 Налогового кодекса РФ, которым предусмотрено ведение отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) сухого отбензиненного газа в целях освобождения его реализации от налогообложения акцизом, и на нарушение налогоплательщиком - ООО “Воронежрегионгаз“ пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ, п. 1 ст. 3 Федерального закона РФ от 06.12.91 N 1993-1 “Об акцизах“, п. 8 Инструкции Госналогслужбы РФ от 01.11.95 N 40 “О порядке уплаты акцизов на нефть, включая газовый конденсат, и природный газ“, п. 2 разд. 3 Инструкции N 58 “О порядке исчисления и уплаты акцизов на нефть, включая стабильный газовый конденсат, и природный газ“, утвержденный Приказом МНС РФ от 22.03.2000 N АП-3-03/109.

Данные выводы инспекции судом не приняты во внимание по следующим основаниям. До введения в
действие гл. 22 Налогового кодекса РФ “Акцизы“ порядок обложения акцизами регулировался Законом РФ от 06.12.91 N 1991-1 “Об акцизах“ (с изменениями и дополнениями) и Постановлением Правительства РФ от 03.07.97 N 808 “О видах минерального сырья, подлежащих обложению акцизами“, согласно которым: “Ставки акцизов и порядок их определения по подакцизным видам минерального сырья (за исключением нефти, включая газовый конденсат) утверждаются Правительством РФ дифференцированно для отдельных месторождений в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий. Дифференцированные ставки акцизов на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, утверждаются Правительством РФ для отдельных месторождений в соответствии со средневзвешенной ставкой акциза, установленной настоящим Федеральным законом, в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий, “...к видам минерального сырья, подлежащим обложению акцизами, относится природный газ, за исключением: газа из газоконденсатных месторождений (сухой отбензиненный газ) и нефтяного (попутного) газа после их обработки или переработки“.

С 01.01.2001 введена в действие гл. 22 Налогового кодекса РФ, и в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 183 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации (передаче) отбензиненного сухого и нефтяного (попутного) газа после их обработки на территории РФ.

При этом п. 2 данной статьи предусмотрено, что перечисленные в п. 1 настоящей статьи операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья.

Судом установлено, что ООО “Воронежрегионгаз“ в 1999 г., 2001 г. заключило договоры на поставку газа N К-5-0024 от 14.12.99, N К-5-11-0022 от 26.01.2001, N К-5-11-0127 от 29.12.2001 с ООО “Межрегионгаз“, в соответствии с
которыми газ поставлялся на территорию Воронежской области через газотранспортные организации ООО “Югтрансгаз“, ООО “Мострансгаз“ и ООО “Волгоградтрансгаз“ на основании Технических соглашений между ООО “Межрегионгаз“, ООО “Воронежрегионгаз“, ООО “Трансгаз“.

Транспортировка газа осуществлялась до газораспределительных станций (ГРС), через которые подача газа осуществляется “Трансгазом“ непосредственно в газопроводы газораспределительных организаций (ГРО).

На территории Воронежской области система ГРО включает три организации: ОАО “Воронежоблгаз“, ОАО “Запсибгазпром“ и СПК “Рассвет“.

Ежемесячно между ООО “Межрегионгаз“ и ООО “Воронежрегионгаз“ на переданный по договорам газ составлялись акты приема-передачи и счета-фактуры.

Ежедневно на каждой из ГРС снимаются показатели газа, поступающего в систему ГРО, на основании которых выводятся среднемесячные показатели с оформлением сертификатов (паспортов качества природного газа). В данных сертификатах указываются физические и химические характеристики поступающего газа без его деления по видам: отбензиненный сухой или природный, поскольку эти газы имеют одинаковые характеристики.

Оптовые цены на природный газ формируются по 5 поясу в соответствии с постановлениями Федеральной энергетической комиссии РФ и устанавливаются на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта отдельно для промышленных потребителей и для населения.

Существующие системы транспортировки газа предусматривают обязательное смешение в системе магистральных газопроводов собственно природного газа с сухим отбензиненным газом, и разделение транспортировки различных видов газа в системе газопровода невозможно, в результате чего, основываясь на ст. ст. 2, 14, 18, 19 Федерального закона РФ от 31.03.99 N 69-ФЗ “О газоснабжении в РФ“, суд считает, что поставка и реализация, в том числе и сухого отбензиненного газа, производилась в соответствии с законодательно установленными требованиями.

Что касается определения количества поставляемого и получаемого сухого отбензиненного газа отдельно от природного газа по приборам учета, то исходя из Правил поставки газа в
РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.98 N 162, определяющих отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, и обязательных для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети, суд указал, что они не предусматривают и не требуют такого разделения. В то же время суд сослался на п. 28 Правил, где предусмотрено, что сторона, ведущая учет газа, ежемесячно, до пятого числа месяца, следующего за расчетным периодом, составляет акт об объеме переданного газа. При несогласии одной из сторон с определением объема переданного газа она подписывает акт, изложив особое мнение. Как отмечено выше, на поставленный сухой отбензиненный газ составлялись соответствующие акты приема-передачи, данные о несогласии с полученным количеством газа той или иной стороной по договорам поставки газа отсутствуют. Права и законные интересы конечных потребителей также не нарушены - таковые данные в материалах дела отсутствуют.

В силу данных особенностей суд сделал вывод, что отсутствие отдельных газопроводов, предназначенных для транспортировки только конкретных видов газа; отсутствие технических средств измерения газа в зависимости от его вида, и другие, делает невозможным иной учет сухого отбензиненного газа, помимо того, который ведется в организации в соответствии с учетной политикой.

В п. 2.2.2 акта проверки указывается на отсутствие у ООО “Воронежрегионгаз“ технических условий, подтверждающих включение в состав операций, освобождаемых от налогообложения, сумм реализации на территории РФ сухого отбензиненного газа.

Однако данный вывод проверяющими ничем не обоснован, доказательств того, какие именно технические условия имеет в виду налоговый орган, каким нормативным документом они предусмотрены, в акте выездной налоговой проверки не содержится, не прозвучало это и в
ходе судебного разбирательства.

Кроме того, судом учтено, что в соответствии с п. 2 ст. 183 Налогового кодекса РФ условием для освобождения от налогообложения акцизом операций по реализации (передаче) на территории РФ сухого отбензиненного газа после его обработки или переработки является ведение и наличие отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья.

В результате проведенной налоговой проверки нарушений по ведению раздельного бухгалтерского и налогового учета операций по реализации газа по объемам, подлежащим и не подлежащим налогообложению, не установлено.

В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона РФ от 06.12.91 N 1993-1 “Об акцизах“ датой (моментом реализации) природного газа считается день поступления денежных средств за природный газ на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - день поступления денежных средств в кассу.

Согласно п. 2 ст. 195 Налогового кодекса РФ дата реализации природного газа определяется как день оплаты данного подакцизного минерального сырья.

Налоговым органом не выявлено данных, свидетельствующих о том, что объемы реализованного природного газа и сухого отбензиненного газа в общей сложности превышали объем полученного газа от газораспределительных станций, таким образом, инспекция не ставит под сомнение факт реализации объемов газа, подлежащих налогообложению.

Не имеется в материалах дела и доказательств того, что объем взятого из единой системы газоснабжения отбензиненного сухого газа не соответствовал объему реализованного.

Судом полно, всесторонне и объективно исследованы доказательства сторон, им дана правильная юридическая оценка.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.08.2003 по делу N
А14-2929-03/118/28 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.