Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.12.2004 N Ф03-А16/04-2/3307 Поскольку заявитель в спорный период исчислял плату за пользование водными объектами в соответствии с законом, правомерно признано частично недействительным решение налогового органа о доначислении платы и пени.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 30 декабря 2004 года Дело N Ф03-А16/04-2/3307“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 29 декабря 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2004 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Биробиджану на решение от 08.07.2004 по делу N А16-877/2004-6 Арбитражного суда Еврейской автономной области по заявлению муниципального унитарного предприятия “Водоканал“ к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Биробиджану о признании недействительным решения.

Муниципальное унитарное предприятие “Водоканал“ муниципального образования “Город Биробиджан“ ЕАО (далее - МУП “Водоканал“) обратилось
в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Биробиджану от 26.05.2004 N 8 в части доначисления платы за пользование водными объектами за 2002 - 2003 годы в сумме 468217,24 руб., начисления пеней в сумме 134680 руб.

Решением от 08.07.2004 требование муниципального унитарного предприятия “Водоканал“ муниципального образования “Город Биробиджан“ удовлетворено полностью. Суд признал пункт 2 решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Биробиджану от 26.05.2004 N 8 недействительным как не соответствующий Федеральному закону “О плате за пользование водными объектами“ от 06.05.1998 N 71-ФЗ, Закону Еврейской автономной области от 26.12.2001 N 15-ОЗ, Закону Еврейской автономной области от 29.01.2003 N 126-ОЗ.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция по налогам и сборам предлагает решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований МУП “Водоканал“ отказать.

Заявитель жалобы считает, что при разрешении спора суд должен был учитывать положение п. 2 ст. 4 Конституции РФ, устанавливающий, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации должны соответствовать федеральным законам.

Пунктом 3 ст. 4 Федерального закона “О плате за пользование водными объектами“ N 71-ФЗ определено, что ставка платы за пользование водными объектами в размере 60 руб. за одну тысячу кубических метров забранной воды действует до 01.01.2003, следовательно, при исчислении платы за пользование водными объектами после 01.01.2003 следовало применять ставку 187 рублей за одну тысячу кубических метров воды. При этом следует руководствоваться Федеральным законом N 71-ФЗ “О плате за пользование водными объектами“
и Постановлением Правительства Российской Федерации N 826 от 28.11.2001. Суд при вынесении решения руководствовался Законом ЕАО N 15-ОЗ от 26.12.2001 противоречащим Федеральному закону N 71-ФЗ от 06.05.1998.

Кроме того, в материалах дела имелись акт приемки-передачи зданий, сооружений от 01.03.2002, на основании которого Биробиджанской КЭЧ были переданы МУП “Водоканал“ наружные сети водопровода и канализации, водонасосные и канализационные станции, а также договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод на 2002 год от 01.04.2002, заключенный между МУП “Водоканал“ и Биробиджанской КЭЧ. На основании данных документов МУП “Водоканал“ выставило счета-фактуры и начислило плату Биробиджанской КЭЧ за поставленную воду в период с марта по декабрь 2002 года. По данным счетам-фактурам Биробиджанской КЭЧ были перечислены денежные средства на счет МУП “Водоканал“ согласно выставленным счетам-фактурам.

С учетом данных обстоятельств налоговый орган доначислил МУП “Водоканал“ плату за пользование водными объектами за объем забора воды за период с 01.04.2002 по 12.11.2002 в сумме 234451,43 руб.

Согласно ст. 1, 2 Федерального закона “О плате за пользование водными объектами“ от 06.05.1998 N 71-ФЗ МУП “Водоканал“ является плательщиком за сброс сточных вод в водные объекты. За 2002 год фактический сброс сточных вод в водные объекты составил 10338 тысяч кубических метров, согласно лицензии БИР 00021 БРВВХ лимит сбрасываемых вод в водные объекты составил 10000 кубических метров. По мнению налогового органа, превышение лимита произошло вследствие принятия МУП “Водоканал“ в систему канализации объема сточных вод от Биробиджанской КЭЧ.

В отзыве на жалобу МУП “Водоканал“ доводы налогового органа отклонило и просило состоявшийся по делу судебный акт оставить без изменения, так как выводы суда о применении норм материального и
процессуального права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Изложенные в отзыве доводы представитель МУП “Водоканал“ поддержал в заседании суда кассационной инстанции.

Представитель инспекции по налогам и сборам в заседании суда кассационной инстанции не участвовал.

Исходя из доводов кассационной жалобы и представленных на нее возражений, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и не нашел оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта.

Как видно из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка МУП “Водоканал“ по вопросам соблюдения законодательства, правильности исчисления, полноты своевременности уплаты платежей за пользование водными объектами за период 01.01.2002 по 31.12.2003, в ходе которой выявлены нарушения, отраженные в акте проверки от 28.04.2004 N 06дсп.

МУП “Водоканал“ за проверяемый период осуществляло забор воды и сброс сточных вод на основании лицензий БИР 00143 ВЭ (10-й км Биршоссе), БИР 00144 ВЭ (“Аремовский“), БИР 00145 ВЭ (“Августовский“), БИР 00156 ВЭ (13-й км Биршоссе), БИР 00175 ВЭ (п. Сопка - с 11.03.2003), БИР 00021 БРВВХ (сброс сточных вод) и являлось плательщиком за пользование водными объектами.

Из акта выездной налоговой проверки следует, что за 2002 год МУП “Водоканал“ допустило превышение лимита сбрасываемых вод на 338 тыс. куб. м. Поскольку предприятие исчислило плату за объем сброса сточных вод, превысивший лимит, в однократном размере, налоговый орган доначислил плату на 265277 рублей 43 копейки, исходя из пятикратного размера.

В акте также нашло отражение неправильное, с точки зрения налоговой инспекции, применение плательщиком в январе - марте 2003 года ставки платы за пользование водными объектами, связанное с забором воды для водоснабжения
населения, 60 рублей за 1 тыс. куб. м воды вместо установленных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2001 N 826 с 01.01.2003 187 рублей за 1 тыс. куб. м воды. Сумма доначисленной платы за пользование водными объектами за 2003 год составила 202939,81 руб.

По результатам проверки принято решение от 26.05.2004 N 8 об отказе в привлечении предприятия к налоговой ответственности. Вместе с тем пунктом 2 решения МУП “Водоканал“ предложено уплатить 468217,24 руб. за пользование водными объектами, 134680 руб. пеней за несвоевременное внесение платежа.

Суд правомерно признал недействительным решение налогового органа в части начисления предприятию платы за период с 01.03.2002 по 13.11.2002, а также в части применения пятикратного размера ставки за сверхлимитный сброс сточных вод.

Удовлетворяя требование МУП “Водоканал“, суд исходил из того, что в материалах дела имеется распоряжение Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования “Город Биробиджан“ Еврейской автономной области N 135 от 13.11.2002 о закреплении на праве хозяйственного ведения за МУП “Водоканал“ объектов водоснабжения пос. Сопка.

МУП “Водоканал“ является муниципальным унитарным предприятием, в соответствии с уставом в своей деятельности подотчетно Мэрии г. Биробиджана, все имущество, находящееся в хозяйственном ведении МУП “Водоканал“, является муниципальной собственностью. Поэтому МУП “Водоканал“ вправе принимать в хозяйственное ведение здания, сооружения, являющиеся только муниципальной собственностью, и только от Мэрии г. Биробиджана в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Биробиджана.

Мэрия г. Биробиджана в свою очередь вправе принимать от кого-либо недвижимость в муниципальную собственность только по решению городской Думы.

По состоянию на 01.03.2002 и до 13.11.2002 водонасосная станция пос. Сопка муниципальной собственностью не являлась и в хозяйственное ведение МУП “Водоканал“ передана не была, что
подтверждается решением городской думы N 405 от 30.05.2002, распоряжением мэра г. Биробиджана N 1259 от 22.08.2002, распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Биробиджана N 135 от 13.11.2002.

Поэтому ссылка ИМНС РФ по г. Биробиджану на акт приема-передачи от 01.03.2002 о передаче МУП “Водоканал“ зданий и сооружений по водонасосной станции (водозабору) пос. Сопка необоснованна, так как данный акт юридической силы не имеет и не подтверждает передачу объекта в муниципальную собственность и в хозяйственное ведение МУП “Водоканал“, так как до 13.11.2002 этот объект не являлся муниципальной собственностью.

С учетом указанных обстоятельств вывод инспекции по налогам и сборам о том, что предприятие является плательщиком за пользование водными объектами по водозабору “Сопка“ с 01.03.2002, является ошибочным.

Ставка платы для организаций и предпринимателей, забирающих воду из подземных источников для водоснабжения населения, установлена Законом Еврейской автономной области от 26.12.2001 N 15-ОЗ в размере 60 рублей за 1 тыс. куб. м воды.

Вывод суда о том, что в соответствии с данным Законом МУП “Водоканал“ правомерно исчислял плату за пользование водными объектами в период январь - март 2003 года, является правильным, поскольку размер указанной ставки изменен на 187 рублей за 1 тыс. куб. м воды Законом ЕАО от 29.01.2003 N 126-ОЗ, вступившим в законную силу с 01.04.2003.

При таких обстоятельствах у налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для доначисления 202939,81 руб. платы за пользование водными объектами за январь, февраль 2003 года.

Поскольку доначисление платы за пользование водными объектами за 2002 - 2003 годы в сумме 468217,24 руб. является неправомерным, то начисление пеней на эту сумму также является неправомерным.

Обоснованность применения предприятием в период с 01.01.2003
по 31.03.2003 ставки в размере 60 рублей за 1 тыс. куб. м воды подтверждена также постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-А16/04-2/1114 от 28.05.2004.

В связи с тем, что в г. Биробиджане очистные сооружения имеются в единственном экземпляре, которые находятся в хозяйственном ведении МУП “Водоканал“, сточные воды со всех предприятий города поступают в систему канализации МУП “Водоканал“ и в дальнейшем на очистные сооружения, в том числе от Биробиджанской КЭЧ, независимо от того, находились канализационные сети в хозяйственном ведении Биробиджанской КЭЧ или нет.

Факт приема сточных вод МУП “Водоканал“ от Биробиджанской КЭЧ до 2002 года подтверждается договорами NN 158 от 29.01.1998, 10.08.1999, а отсутствие превышения лимитов сброса сточных вод в водные объекты подтверждается записью Комитета природных ресурсов ЕАО в отчете МУП “Водоканал“ 2 ТП от 09.01.2003.

Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 08.07.2004 по делу А16-877/2004-6 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.