Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.12.2004 N Ф03-А59/04-2/3338 Действующим законодательством не предусмотрена возможность взыскания налоговыми органами арендной платы в порядке, установленном налоговым законодательством.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 15 декабря 2004 года Дело N Ф03-А59/04-2/3338“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления от 08 декабря 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2004 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Сахалинской области на решение от 20.02.2004, постановление от 15.07.2004 по делу N А59-3420/03-С11 Арбитражного суда Сахалинской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Арги-Пагинская лесопромышленная компания“ к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Сахалинской области о признании недействительными действий по начислению
пени.

ООО “Арги-Пагинская лесопромышленная компания“ обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции МНС России N 4 по Сахалинской области по начислению пени по арендной плате за пользование лесным фондом.

Решением суда от 20.02.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.07.2004, требования общества удовлетворены.

Удовлетворяя требования общества, суд исходил из того, что аренда участков лесного фонда регулируется ст. ст. 31, 103 и 105 Лесного кодекса РФ, гражданским законодательством и Положением об аренде участков лесного фонда, утвержденным Правительством РФ. За аренду участков лесного фонда арендаторы вносят арендную плату. Размер, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды. Согласно ст. 17 НК РФ арендные платежи нельзя отнести к налогу, поэтому начисление пени на арендные платежи на основании ст. 75 НК РФ является неправомерным.

В кассационной жалобе инспекция по налогам и сборам предлагает состоявшиеся по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований ООО “Арги-Пагинская лесопромышленная компания“ отказать.

В обоснование жалобы заявитель привел следующие доводы.

Пунктом 1 ст. 19 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ“ N 2118-1 от 27.12.1991 предусмотрено, что платежи за пользование природными ресурсами отнесены к налогам. Согласно части 2 названной нормы элементы данного налога устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, налог взимается на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом “О бюджетной классификации РФ“ N 115-ФЗ от 15.08.1996 арендная плата, будучи платежом за пользование лесным фондом, является платежом за пользование природными ресурсами. Кроме того, ст. 11 Закона N 115-ФЗ установлено, что указания о порядке применения бюджетной классификации РФ издаются Министерством финансов РФ, в данном случае Приказом
Минфина РФ от 11.12.2002 N 127н “Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ“, арендная плата за пользование лесным фондом, исчисленная по минимальным ставкам (именно эта часть арендной платы является предметом спора), включена в состав налоговых доходов и зачисляется на код 1050402.

При таком нормативном регулировании налоговый орган считает ошибочным вывод суда о том, что арендная плата за пользование лесным фондом не является налоговым платежом.

Право налоговых органов осуществлять контроль за полнотой и своевременностью внесения налоговых платежей предусмотрено ст. 31 Налогового кодекса РФ, следовательно, в случае нарушения сроков внесения в бюджет арендной платы, исчисленной по минимальным ставкам, имеющей статус налогового платежа, налоговый орган обязан начислить пени.

Согласно ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно и в срок исполнить обязанность по уплате налоговых платежей, однако в установленные сроки предприятие арендную плату не вносило, в связи с чем ему начислена пеня в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ. В данном случае начисление пени является способом обеспечения исполнения обществом обязанности по уплате арендной платы за пользование лесным фондом.

В отзыве на жалобу ООО “Арги-Пагинская лесопромышленная компания“ доводы инспекции по налогам и сборам отклонило и просило состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, так как выводы суда о применении норм материального и процессуального права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Исходя из доводов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права
и не нашел оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.

Как видно из материалов дела, 02.09.1999 Тымовский лесхоз и ООО “Голубые ели“ заключили договор на аренду участков лесного фонда N 13. По условиям договора размер арендной платы устанавливается ежегодно на основании расчетного размера пользования, сроки и порядок внесения платы должны быть указаны в лицензии. Фактически сроки и порядок уплаты указаны в приложении к договору аренды.

На основании постановления мэра МО “Тымовский район“ от 27.06.2002 N 325 и дополнения к договору от 16.08.2002 права и обязанности арендатора переданы ООО “Арги-Пагинская лесопромышленная компания“.

Согласно статье 22 Лесного кодекса РФ участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование на условиях аренды. К правам пользования участками лесного фонда применяются положения гражданского, а также земельного законодательства, если иное не установлено Лесным кодексом РФ. Кроме того, статья 31 Лесного кодекса РФ предусматривает, что аренда участков лесного фонда регулируется гражданским законодательством.

Арендная плата согласно статье 614 Гражданского кодекса РФ является платой за пользование имуществом. Названная норма соотносится со статьей 103 Лесного кодекса РФ, где арендная плата относится к одному из видов платежей за пользование лесным фондом. Ее размер, порядок, условия и сроки внесения определяются договором аренды участка лесного фонда (статья 105 Лесного кодекса РФ).

Установленный статьей 106 Лесного кодекса РФ порядок исчисления части арендной платы за лесопользование в федеральные бюджеты и бюджеты субъектов Российской Федерации не может служить основанием для вынесения налоговым органом решения о внесении этой арендной платы как недоимки в соответствующий бюджет, а также для применения налоговых санкций. Действующим законодательством не предусмотрена возможность взыскания налоговыми органами арендной
платы в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Согласно статье 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан уплачивать только установленные законом налоги. Арендная плата за пользование лесным фондом не является налогом.

Обязанность общества вносить арендные платежи предусмотрена договором аренды, следовательно, по своему содержанию является гражданско-правовой обязанностью. Арендные правоотношения не имеют публично-правового характера, поэтому на них не распространяется публично-правовой режим, предусмотренный статьями 45 и 46 Налогового кодекса РФ.

При таких обстоятельствах вывод суда обеих инстанций об отсутствии у налогового органа оснований для взыскания с ООО “Арги-Пагинская лесопромышленная компания“ арендной платы за пользование участком лесного фонда является правомерным.

Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой и апелляционной инстанций применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 20.02.2004, постановление апелляционной инстанции от 15.07.2004 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.