Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.11.2004 N Ф03-А04/04-1/3586 Поскольку финансовый орган бюджета Федерации не обеспечил в полном объеме субъект Федерации финансовыми средствами для возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам, правомерно иск о взыскании расходов удовлетворен за счет средств федеральной казны.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 30 ноября 2004 года Дело N Ф03-А04/04-1/3586“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2004 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области на решение от 19.07.2004 по делу N А04-2121/04-23/72 Арбитражного суда Амурской области по иску открытого акционерного общества “Амурэнерго“ в лице ФАО “Амурэнергосбыт“ к Администрации Благовещенского района, Финансовому департаменту Администрации Амурской области, Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области, третье лицо: Финансовый отдел Администрации Благовещенского района, о
взыскании 305860,98 руб.

Открытое акционерное общество “Амурэнерго“ в лице ФАО “Амурэнергосбыт“ обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Администрации Благовещенского района, Финансовому департаменту Администрации Амурской области, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области о взыскании 305860,98 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 01.01.2002 по 31.12.2003, предусмотренных ФЗ “О ветеранах“ от 12.01.1995 N 5-ФЗ.

В порядке статьи 51 АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Финансовый отдел Администрации Благовещенского района.

Решением от 19 июля 2004 года исковые требования ОАО “Амурэнерго“ удовлетворены в полном объеме за счет казны РФ в лице Министерства финансов Российской Федерации. В иске к остальным ответчикам отказано.

При этом суд исходил из того, что Министерство финансов РФ не обеспечило субъект РФ - Амурская область финансовыми средствами в полном объеме понесенных ОАО “Амурэнерго“ и другими поставщиками коммунальных услуг расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных ФЗ “О ветеранах“, и в нарушение п. 2 ст. 10 указанного Закона не учло при формировании бюджета на 2002 год и на 2003 год отдельной строкой средства целевого назначения для взаиморасчетов с бюджетами субъектов РФ в части расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам.

Отказ в иске к Администрации Благовещенского района, Финансовому департаменту Администрации Амурской области суд мотивировал тем, что указанные ответчики возместили часть расходов предприятиям, предоставляющим льготы во исполнение ФЗ “О ветеранах“ в спорный период в пределах своих финансовых возможностей за счет собственных средств.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с
состоявшимся решением от 19.07.2004, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит его отменить как принятое с неправильным применением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.

В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что суд неверно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с распределением обязанностей по финансированию мероприятий, направленных на предоставление льгот ветеранам.

Указывает на то, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 10 ФЗ “О ветеранах“ расходы на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Стороны, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого решения, исходя из нижеследующего.

Как видно из материалов дела, в период с 01.01.2002 по 31.12.2003 ОАО “Амурэнерго“ предоставляло льготы по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам на сумму 305860,98 руб. на основании ФЗ РФ “О ветеранах“.

Ввиду отказа в компенсации ответчиком выпадающих доходов в указанном размере предоставленных ветеранам льгот истец обратился с настоящим иском в суд.

При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.

Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, суд правомерно руководствовался статьей 10 ФЗ “О ветеранах“, предусматривающей возмещение расходов на реализацию указанных льгот за счет федерального бюджета.

Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 и от 15.08.2001 N 584 предусмотрено, что на субъект РФ может быть
возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

В официальном тексте документа, видимо, допущены опечатки: Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2002 год“ принят 30.12.2001, а не 31.12.2001 и имеет номер 194-ФЗ, а не 194, Федеральный закон от 24.12.2002 имеет номер 176-ФЗ, а не 176.

Судом установлено, что расходы на реализацию ФЗ “О ветеранах“ в ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ N 194 от 31.12.2001, ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 год“ N 176 от 24.12.2002 не предусматривались.

Как видно из материалов дела, ст. 37 Закона Амурской области “Об областном бюджете на 2002 год“ утверждены учтенные при расчете нормативов отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов (сборов) и финансовой помощи городам и районам области из областного фонда финансовой поддержки муниципальных образований расходы на реализацию Закона “О ветеранах“ в размере 283737 тыс. руб., из них Благовещенскому району - 2284 тыс. руб.; ст. 41 Закона Амурской области “Об областном бюджете на 2003 год“ утверждены расходы на реализацию ФЗ “О ветеранах“ в размере 423613 тыс. руб., из них Благовещенскому району - 5794 тыс. руб. Фактически в 2002 году Администрации Благовещенского района были выделены денежные средства из областного бюджета в размере 774,8 тыс. руб., за 2003 год - 313 тыс. руб.

Доказательств нецелевого использования Благовещенским районом данных денежных средств в деле не имеется.

Таким образом, Амурская область как субъект Федерации, несмотря на неисполнение федеральным бюджетом своих обязательств по компенсации расходов, понесенных областным бюджетом при реализации ФЗ “О ветеранах“, предусмотрела в составе расходов за счет
собственных средств расходы на реализацию указанного Закона в пределах своих финансовых возможностей.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 28.08.1995 имеет номер 154-ФЗ, а не 154.

Согласно п. 2 ст. 49 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ от 28.08.1995 N 154 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

В Федеральном законе “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ“ от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

Часть 2 статьи 10 ФЗ “О ветеранах“ устанавливает, что расходы государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и имеют целевое значение.

Правительством РФ в рассматриваемый период не определен порядок возмещения расходов, понесенных субъектами Федерации и муниципальными образованиями, в связи с предоставлением льгот ветеранам.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, а не пункт 2 Постановления.

Пунктом 4 статьи 130, ст. ст. 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства
РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.

Таким образом, суд правомерно на основании ст. ст. 16, 1069 Гражданского кодекса РФ возложил ответственность за неисполнение ФЗ “О ветеранах“ на Российскую Федерацию в лице Минфина РФ.

С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что оснований для отмены принятого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19.07.2004 по делу N А04-2121/04-23/72 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.