Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.09.2004 N Ф03-А37/04-2/2218 Правомерно признано недействительным решение налогового органа, поскольку заявитель, являясь участником особой экономической зоны, обоснованно пользовался льготой по налогу на прибыль, предусмотренной действующим законодательством.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 23 сентября 2004 года Дело N Ф03-А37/04-2/2218“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2004 года. Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2004 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области на решение от 22.03.2004 по делу N А37-211/04-9 Арбитражного суда Магаданской области по заявлению открытого акционерного общества “Магаданспиртпром“ к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области, третье лицо: Администрация Особой экономической зоны в Магаданской области, о признании недействительным
пункта 2 решения от 16.01.2004 N 21К-03.

Открытое акционерное общество “Магаданспиртпром“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным пункта 2 решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) от 16.01.2004 N 21К-03 о доначислении налога на прибыль и пени.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Особой экономической зоны в Магаданской области (далее - Администрация ОЭЗ).

Решением от 22.03.2004 арбитражный суд удовлетворил заявленное требование и признал недействительным обжалуемое решение налогового органа. Судебный акт мотивирован тем, что ОАО “Магаданспиртпром“, являясь участником Особой экономической зоны в Магаданской области, в январе - сентябре 2003 года обоснованно пользовалось льготой по налогу на прибыль, предусмотренной Федеральным законом от 31.05.1999 N 104-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Магаданской области“, в связи с чем основания для доначисления налога на прибыль за спорный период и соответствующих пеней отсутствовали.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, инспекция по налогам и сборам подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить и указывает на неправильное применение судом норм налогового законодательства, регулирующих спорные правоотношения. По мнению заявителя, с введением в действие с 01.01.2002 главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации утрачивает силу положение Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Магаданской области“ в части льгот по налогообложению по налоговому режиму особой экономической зоны. Инспекция по налогам и сборам считает, что данный Закон не отнесен
к законодательству о налогах и сборах, следовательно, Общество обязано уплачивать названный налог на общих основаниях.

Администрация ОЭЗ в отзыве на жалобу возражает против ее удовлетворения и просит оставить обжалуемое решение без изменения как соответствующее нормам действующего законодательства.

Представители лиц, участвующих в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, однако участия в заседании суда кассационной инстанции не принимали.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения жалобы по нижеследующему.

Как установлено судом и материалами дела, инспекцией по налогам и сборам проведена камеральная налоговая проверка ОАО “Магаданспиртпром“ по вопросу правильности исчисления и уплаты налога на прибыль за 9 месяцев 2003 года, по результатам которой вынесено решение от 16.01.2004 N 21К-03, в котором предложено уплатить доначисленный налог на прибыль за указанный период времени в сумме 128513 руб. и пени в сумме 5517,04 руб.

Основанием для доначисления налога на прибыль и пени явилось неправомерное, по мнению налогового органа, применение в 2003 году льготы по налогу на прибыль, а именно: освобождение от уплаты этого налога в части, поступающей в федеральный бюджет, что предусмотрено статьей 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ “Об Особой экономической зоне в Магаданской области“ (с изменениями и дополнениями; далее - Федеральный закон от 31.05.1999 N 104-ФЗ). При этом налоговый орган исходил из того, что с введением в действие с 01.01.2002 главы 25 Налогового кодекса РФ “Налог на прибыль организаций“, не предусматривающей такой льготы для участников особой экономической зоны, последние утрачивают свое право на освобождение
от уплаты спорного налога в федеральный бюджет.

Не согласившись с таким решением налогового органа, Общество обжаловало его в судебном порядке.

Арбитражный суд, проверяя правомерность действий инспекции по налогам и сборам и удовлетворяя заявленное требование, правильно установил обстоятельства дела и пришел к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемого налогового акта правовым нормам, регулирующим особый порядок исчисления и уплаты рассматриваемого налога с учетом предоставленной льготы, согласно статье 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ.

Как установлено судом, ОАО “Магаданспиртпром“ является участником Особой экономической зоны в Магаданской области (далее - ОЭЗ), что не оспаривается лицами, участвующими в деле.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ участники ОЭЗ при осуществлении хозяйственной деятельности в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет, а в период возникновения спорных правоотношений данная норма действовала с учетом внесенных в нее изменений, не затрагивающих порядок налогообложения в отношении данного налога.

Не противоречат нормам налогового законодательства утверждения инспекции по налогам и сборам относительно того, что при введении в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ статьи 18 Налогового кодекса Российской Федерации будут урегулированы положения о специальных налоговых режимах, в том числе и особый порядок исчисления и уплаты налогов участниками свободных экономических зон.

Вместе с тем заявителем жалобы не учтено следующее.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: глава 25 Налогового кодекса РФ введена в действие Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ, а не Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ.

Аргументируя свои выводы, суд правильно указал на то, что введение в действие Федеральным законом
от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ с 01.01.2002 главы 25 “Налог на прибыль организаций“ Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок уплаты названного налога, не отменило в установленном законодательством порядке налоговый режим ОЭЗ и соответственно освобождение от уплаты налога на прибыль в части, поступающей в федеральный бюджет, определенное статьей 5 упомянутого ранее Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ.

При этом суд первой инстанции, имея в виду как налоговое законодательство, так и действующий Закон, регулирующий отношения, возникающие при создании и функционировании Особой экономической зоны в Магаданской области, обоснованно исходил из того, что в силу части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации, с учетом правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.1999 N 182-О, ни один федеральный закон не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой.

В жалобе не опровергнуты выводы суда о том, что со дня введения в действие Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах“ (с изменениями и дополнениями), в числе признанных утратившими силу нормативных актов, исчерпывающий перечень которых содержится в статье 2 этого Федерального закона, Федеральный закон от 31.05.1999 N 104-ФЗ не значится.

Кроме того, исходя из буквального содержания подпункта 45 пункта 1 приложения N 20 к Федеральному закону
от 24.12.2002 N 176-ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 год“, законодатель определил, что в части освобождения от уплаты налогов, поступающих в федеральный бюджет, статья 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ не изменена. При этом в соответствии с подпунктом 45 пункта 1 приложения N 20 к Федеральному закону от 23.12.2003 N 186-ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ в 2004 году сохранена льгота участникам ОЭЗ в Магаданской области в отношении налогов в части, поступающей в федеральный бюджет.

Изложенное означает, что разъяснения, данные пунктом 15 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, на которые ссылается в кассационной жалобе инспекция по налогам и сборам, относительно применения норм закона, касающихся налоговых льгот, обязательны для арбитражного суда с учетом возникшей правовой ситуации, урегулированной иными законодательными актами.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что у Общества отсутствовала обязанность по уплате в спорный период налога на прибыль в федеральный бюджет, а у налогового органа - право на доначисление этого налога и причитающихся пеней, поэтому решение суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22.03.2004 Арбитражного суда Магаданской области по делу N А37-211/04-9 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.