Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 08.09.2004 N Ф03-А37/04-2/2075 Правомерно признано недействительным решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за неуплату НДС, поскольку общество обоснованно пользовалось льготой по спорному налогу, предусмотренной действующим налоговым законодательством для участников особой экономической зоны.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 08 сентября 2004 года Дело N Ф03-А37/04-2/2075“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области на решение от 24.03.2004 по делу N А37-714/04-1 Арбитражного суда Магаданской области по заявлению открытого акционерного общества “Магаданский ликеро-водочный завод“ к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области, третье лицо: Администрация Особой экономической зоны в Магаданской области, о признании недействительным решения.

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мотивированное постановление изготовлено
08.09.2004.

Открытое акционерное общество “Магаданский ликеро-водочный завод“ обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения N 21/К-98 от 10.02.2004 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области о привлечении его к налоговой ответственности за неуплату налога на добавленную стоимость.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация Особой экономической зоны в Магаданской области.

Решением суда от 24.03.2004 заявление акционерного общества удовлетворено, оспариваемое решение признано недействительным как противоречащее Федеральному закону “Об Особой экономической зоне в Магаданской области“.

В апелляционной инстанции законность решения не проверялась.

На вступившее в законную силу решение суда Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области подана кассационная жалоба, в которой налоговый орган просит принятый по делу судебный акт отменить, в удовлетворении заявления ОАО “Магаданский ликеро-водочный завод“ отказать. По мнению налогового органа, введение с 01.01.2001 в действие главы 21 Налогового кодекса Российской федерации “Налог на добавленную стоимость“, регламентирующей порядок уплаты налога, исключает возможность применения статьи 5 Федерального закона “Об Особой экономической зоне в Магаданской области“, освобождающей участников особой экономической зоны от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет, поскольку главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации такая льгота не установлена.

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области, ОАО “Магаданский ликеро-водочный завод“ и администрация ОЭЗ извещены в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились.

В отзывах на жалобу акционерное общество и администрация ОЭЗ просят решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу -
без удовлетворения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, отзывов на жалобу, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, при проведении инспекцией по налогам и сборам камеральной проверки представленной ОАО “Магаданский ликеро-водочный завод“ налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2003 года установлена неуплата налога в связи с неправомерным, как полагает налоговый орган, применением льготы по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной статьей 5 Федерального закона “Об Особой экономической зоне в Магаданской области“. По результатам проверки принято решение N 21/К-98 от 10.02.2004 о привлечении акционерного общества к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 679703 рублей. Кроме того, доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 3398515 руб. и пени - 150440 руб. 93 коп.

Признавая данное решение налогового органа недействительным, суд правильно применил при рассмотрении спора статью 5 Федерального закона “Об Особой экономической зоне в Магаданской области“.

В соответствии с названной нормой участники особой экономической зоны при осуществлении хозяйственной деятельности в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет.

ОАО “Магаданский ликеро-водочный завод“ (установлено судом, подтверждено материалами дела и не оспаривается инспекцией по налогам и сборам) является участником особой экономической зоны. Поскольку введение с 01.01.2001 главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не отменило установленный в законодательном порядке специальный налоговый режим Особой экономической зоны в Магаданской области и, соответственно, право участников особой экономической зоны на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет, установленные статьей 5 Федерального закона “Об Особой экономической зоне в Магаданской области“, данная
льгота обоснованно применялась акционерным обществом. При этом суд первой инстанции правильно исходил из того, что в силу части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации, с учетом правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.1999 N 182-О, ни один федеральный закон не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой.

Довод налогового органа о том, что в силу пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации по вопросам применения налоговых льгот должны применяться федеральные законы о налогах и сборах, а именно соответствующие главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации по отдельным видам налогов, поскольку эти акты являются специальными и более поздними по дате их введения, неоснователен.

Понятие законодательства о налогах и сборах, содержащееся в статье 1 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из содержания данной нормы, в которой определено, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах, относится к законам будущего периода. Кроме того, статья 5 Федерального закона “Об Особой экономической зоне в Магаданской области“ содержит нормы налогового права, касающиеся льготного налогообложения участников особой экономической зоны и, следовательно, относится к законодательству о налогах и сборах.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 24.12.2002 N 176-ФЗ имеет название “О федеральном бюджете на 2003 год“.

Более того, Федеральным законом “О бюджете Российской Федерации на 2003 год“ статья 5 Федерального закона “Об Особой экономической зоне в Магаданской области“ приостановлена только в части льгот
по уплате акцизов и налога на добавленную стоимость на подакцизные товары, ввозимые из других стран на территорию Магаданской области.

Удовлетворяя требования общества “Магаданский ликеро-водочный завод“, суд первой инстанции также правомерно указал на необоснованное доначисление налоговым органом штрафных санкций по статье 122 Налогового кодекса РФ в связи с отсутствием состава налогового правонарушения.

В силу правовых позиций, выработанных Высшим Арбитражным Судом РФ и Конституционным Судом РФ по вопросам применения налоговых санкций, взыскание штрафа по статье 122 Налогового кодекса РФ возможно только при наличии вины налогоплательщика. При этом форма вины должна быть указана в решении о привлечении к ответственности и подтверждаться соответствующими доказательствами. Отсутствие вины и доказательств ее наличия свидетельствует об отсутствии состава налогового правонарушения и является обстоятельством, исключающим привлечение к налоговой ответственности.

Привлекая налогоплательщика к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса РФ, налоговый орган исходил из факта неправомерного бездействия общества “Магаданский ликеро-водочный завод“ по уплате НДС (применение льготы как участника особой экономической зоны), что не образует состава правонарушения по вышеуказанной норме права, поскольку обстоятельств, свидетельствующих о занижении налоговой базы, неправильном исчислении или иных неправомерных действиях, судом не установлено.

Таким образом, решение суда соответствует закону, материалам дела и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 24.03.2004 по делу N А37-714/04-1 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.