Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.04.2004 N А52/3804/03/2 Поскольку ни ГК РФ, ни законодательство о лицензировании определенных видов деятельности не предусматривают возможности взыскания в доход государства денежных средств, полученных юридическим лицом при осуществлении лицензируемого вида деятельности без лицензии, требование управления МНС РФ о взыскании с общества в доход государства имущества, полученного обществом в результате осуществления оценочной деятельности без лицензии, является неправомерным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 апреля 2004 года Дело N А52/3804/03/2“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Бухарцева С.Н. и Хохлова Д.В., рассмотрев 06.04.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления по Псковской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на определение Арбитражного суда Псковской области от 01.12.03 о прекращении производства по делу N А52/3804/03/2 (судья Манясева Г.И.),

УСТАНОВИЛ:

Управление по Псковской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о взыскании в доход государства имущества, полученного обществом с ограниченной ответственностью “БиК“ (далее - Общество) в
результате осуществления оценочной деятельности без лицензии.

Определением от 01.12.03 Арбитражный суд Псковской области прекратил производство по делу по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Управление просит отменить определение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм Закона Российской Федерации от 21.03.91 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации“, Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, по результатам проведения повторной налоговой проверки Управлением составлен акт от 12.09.03 и принято решение от 09.10.03 N 09-06/1482доп. Налоговый орган установил, что Общество в период с 04.02.02 по 11.09.02 осуществляло оценку автотранспортных средств без лицензии на проведение оценочной деятельности. На основании этого Управление предъявило в Арбитражный суд Псковской области иск о взыскании с Общества 1150216 руб., полученных налогоплательщиком за осуществление оценочной деятельности без лицензии.

Кассационная инстанция считает необходимым отметить следующее. Статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации прямо запрещено
проведение повторных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период. Однако как в акте от 12.09.03 N 165 дсп/1243 дсп(УМНС), так и в решении от 09.10.03 N 09-06/1482доп проведенная налоговая проверка названа “повторной“. Правового обоснования своих действий налоговый орган суду не представил, в связи с чем установленные такой проверкой факты вызывают у суда сомнения.

Пунктом 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.91 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации“ предусмотрено право налоговых органов предъявлять в арбитражный суд иски о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий. Однако данная норма является процессуальной и не может служить основанием для удовлетворения требований, заявленных Управлением. Ни Гражданский кодекс Российской Федерации (статьи 169 и 173), ни законодательство о лицензировании определенных видов деятельности не предусматривают возможности взыскания в доход государства денежных средств, полученных юридическим лицом при осуществлении лицензируемого вида деятельности без лицензии. Материально-правовое обоснование заявленного иска налоговым органом не приведено ни в исковом заявлении, ни в кассационной жалобе.

Поэтому кассационная инстанция считает, что у Управления отсутствует право на обращение в арбитражный суд с такими исковыми требованиями.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает
производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

На основании изложенного Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает определение суда первой инстанции о прекращении производства по данному делу по указанным выше основаниям правомерным.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Псковской области от 01.12.03 по делу N А52/3804/03/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления по Псковской области Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - без удовлетворения.

Председательствующий

КОРПУСОВА О.А.

Судьи

БУХАРЦЕВ С.Н.

ХОХЛОВ Д.В.