Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 21.07.2004 N Ф03-А04/04-2/1660 Правомерно отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным письма налогового органа об отказе в возврате суммы платы за пользование недрами, поскольку решение ответчика не противоречит действующему законодательству.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: данное постановление имеет номер Ф03-А37/04-2/1660, а не Ф03-А04/04-2/1660.

от 21 июля 2004 года Дело N Ф03-А04/04-2/1660“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Магаданская золотодобывающая компания“ на решение от 05.01.2004, постановление от 04.03.2004 по делу N А37-2537/03-8/7 Арбитражного суда Магаданской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Магаданская золотодобывающая компания“ к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Магаданской области о признании недействительным решения от 17.10.2003 N ТК-03-40/3380.

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации изготовление мотивированного постановления откладывалось.

Общество с ограниченной ответственностью “Магаданская золотодобывающая компания“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области и, уточнив свои требования, просило признать недействительным письмо Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Магаданской области (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) от 17.10.2003 N ТК-03-40/3380 об отказе в возврате суммы платы за пользование недрами, уплаченной обществом за период 2000 - 2001 годов.

Решением арбитражного суда от 05.01.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.03.2004, в удовлетворении требований отказано. Обе судебные инстанции признали правомерным отказ налогового органа произвести возврат уплаченных обществом за право на пользование недрами платежей за указанный период.

Судебные акты мотивированы тем, что общество фактически осуществляло деятельность по добыче полезных ископаемых на условиях, предусмотренных выданной ему лицензией и лицензионным соглашением, имело обязанность по уплате платежей за пользование недрами и производило их начисление и уплату в порядке, установленном статьей 41 Закона “О недрах“ N 2395-1 от 21.02.1992 (далее - Закон “О недрах“). При этом суд указал, что признание Решением Верховного Суда РФ по делу N ГКПИ 00-1120 от 26.10.2000 недействительными отдельных положений Постановления Правительства РФ от 28.10.1992 N 828, дополняющих установленный Законом “О недрах“ порядок уплаты платежей за пользование недрами, не повлекло за собой отмену обязанности по уплате платежей за пользование недрами в установленном законом порядке.

Законность принятого по делу судебного акта проверяется по жалобе общества, которое просит принятые по делу судебные акты отменить ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и принять новое решение об удовлетворении требований общества. Доводы жалобы сводятся
к следующему. Судебными актами не учтено то, что платеж за право на пользование недрами является федеральным налогом, в связи с чем его существенные элементы могут быть установлены только федеральным законом. Однако фактически налоговая база и ставка данного налога установлена Положением о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.1992 N 828 (далее - Постановление Правительства РФ от 28.10.1992 N 828). Таким образом, незаконно установленный налог на недра и уплаченный обществом в 2000 - 2001 годах подлежит возврату.

Представители общества, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебном заседании кассационной инстанции участия не принимали.

В отзыве на жалобу инспекция по налогам и сборам, а ее представители в заседании суда доводы жалобы отклонили полностью и просили обжалуемые судебные решения оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.

Изучив доводы жалобы и возражения на нее, заслушав представителей инспекции по налогам и сборам, исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм процессуального и материального права в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции не установил законных оснований для отмены или изменения судебных актов.

Материалами дела подтверждается, что обществом 09.09.2003 подано заявление руководителю Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Магаданской области с требованием возвратить уплаченные суммы налога на недра, исчисленного за период 2000 - 2001 годов, пени и штрафа по указанному налогу.

Заявление мотивировано тем, что налогоплательщик ошибочно руководствовался предложением вторым абзаца 2 пункта 10, а также абзацем 3
этого же пункта Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.1992 N 828, поскольку Решением Верховного Суда РФ от 26.10.2000 N ГКПИ 00-1120 данный нормативный акт в части определения налогооблагаемой базы по платежам за право на пользование недрами признан незаконным.

Письмом от 17.10.2003 N ТК-03-40/3380 налоговый орган не установил оснований для удовлетворения заявления общества.

Обе судебные инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и нормы процессуального права, признали требования заявителя о возврате произведенных в 2000 - 2001 годах платежей за право на пользование недрами не основанными на законе.

Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации предписана обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги. Перечень налогов и сборов, подлежащих уплате на территории Российской Федерации, установлен статьями 19 - 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в РФ“. В частности, платежи за добычу полезных ископаемых предусмотрены в составе платежей за пользование природными ресурсами, указанными в подпункте “и“ пункта 1 статьи 19 данного Закона, и относятся к федеральным налогам и сборам.

В соответствии со статьей 39 Закона Российской Федерации “О недрах“, действовавшего в спорный период, при пользовании недрами производятся платежи за пользование недрами и другие платежи и налоги, предусмотренные законодательством.

Согласно статье 41 названного Закона порядок и условия взимания платежей за пользование недрами, критерий определения ставок устанавливается Правительством РФ. Таким образом, право по установлению порядка и условий взимания платежей за пользование недрами в силу упомянутого Закона делегировано Правительству РФ. На этом основании Правительством РФ принято Постановление от 28.10.1992 N 828.

Рассмотренные в этой связи доводы жалобы относительно неправомерного установления Правительством РФ существенных элементов федерального налога, с учетом правовой
позиции Верховного Суда РФ, отклонены судом кассационной инстанции как лишенные правового обоснования.

Признанные незаконными Решением Верховного Суда Российской Федерации N ГКПИ 00-1120 от 26.10.2000 отдельные положения Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.1992 N 828 не устанавливали, а дополняли порядок взимания платежей за пользование недрами, установленный Законом “О недрах“.

Таким образом, руководствуясь положениями Закона “О недрах“, обе судебные инстанции сделали правильный вывод, что признание Верховным Судом РФ отдельных положений Постановления Правительства от 28.10.1992 N 828 незаконными не влечет за собой отмену обязанности по уплате платежей за право на пользование недрами в установленном законом порядке.

Статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации предусматриваются необходимые и достаточные элементы, при наличии которых налог будет считаться установленным.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 04.10.2001 N 183-О, требование об установлении всех существенных элементов налогообложения впервые сформулировано в статье 17 (пункт 1) Налогового кодекса Российской Федерации и является обязательным для всех налогов, которые устанавливаются и вводятся после 1 января 1999 года. Прежние акты законодательства о налогах и сборах принимались в соответствии с Законом Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“.

Платежи за пользование недрами установлены и введены статьей 41 Закона РФ “О недрах“ от 21.02.1992, то есть до 1 января 1999 года и введения в действие части 1 Налогового кодекса РФ.

Глава 26 Налогового кодекса РФ “Налог на добычу полезных ископаемых“ введена в действие с 01.02.2002. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ “О введении в действие части 1 Налогового кодекса РФ“ федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в
перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса.

Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, выраженную в Определении от 10.12.2002 N 284-О, из которого следует, что решение суда общей юрисдикции о противоречии нормативного акта Правительства Российской Федерации федеральному закону не является подтверждением недействительности нормативного акта Правительства Российской Федерации, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению.

При таких обстоятельствах арбитражным судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований по настоящему делу, а у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы, в связи с чем обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 05.01.2004, постановление апелляционной инстанции от 04.03.2004 Арбитражного суда Магаданской области по делу N А37-2537/03-8/7 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.