Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.07.2004 N Ф03-А51/04-1/1759 Правомерно расходы, связанные с предоставлением льгот по отпуску топлива гражданам, взысканы с казны Российской Федерации в лице финансового органа, так как в спорный период из федерального бюджета денежные средства на реализацию льгот выделялись не в полном объеме.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 13 июля 2004 года Дело N Ф03-А51/04-1/1759“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 12.02.2004, постановление от 06.04.2004 по делу N А51-9328/2003-27-300 Арбитражного суда Приморского края по иску открытого акционерного общества “Уссурийское межрайонное топливоснабжающее предприятие“ к Администрации МО г. Уссурийск и Уссурийский район, Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, третье лицо: Департамент финансов Администрации Приморского края, о взыскании 2122600 рублей.

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме отложено до 13.07.2004.

Открытое акционерное общество “Уссурийское межрайонное топливоснабжающее предприятие“ обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации МО г. Уссурийск и Уссурийский район о взыскании 2122600 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот по отпуску топлива гражданам в соответствии с ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, ФЗ “О ветеранах“.

В порядке ст. 49 АПК РФ истец в связи с получением на указанную статью расходов от Администрации МО г. Уссурийск и Уссурийский район суммы 288585,50 руб. уменьшил размер исковых требований до 1834014 руб. 50 коп., из которых 298219,12 руб. составили расходы на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“, 660818,07 руб. - на покрытие расходов в соответствии с ФЗ “О ветеранах“, а также уточнил период задолженности январь - декабрь 2002 года (инвалиды), январь 2001 г. - декабрь 2002 г. (ветераны).

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечен Департамент финансов Администрации Приморского края.

В процессе рассмотрения спора к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Администрация Приморского края, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю.

В официальном тексте документа, видимо, допущены опечатки: Федеральный закон от 24.11.1995 имеет номер 181-ФЗ, а не 181, Федеральный закон от 12.01.1995 имеет номер 5-ФЗ, а не 5.

Решением от 12.02.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.04.2004, исковые требования ОАО “Уссурийское межрайонное топливоснабжающее предприятие“ удовлетворены путем взыскания 1834014 руб. 50 коп. с казны Российской Федерации в лице Минфина РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из
федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан (ветераны, инвалиды), предусмотренных ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ от 24.11.1995 N 181, ФЗ “О ветеранах“ от 12.01.1995 N 5, выделялись не в полном объеме.

В иске к остальным ответчикам отказано.

Не согласившись с принятыми по делу решением от 12.02.2004 и постановлением от 06.04.2004, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот, который устанавливает, что финансирование данных расходов производится за счет средств краевого бюджета.

Указывает на то, что субъекту Федерации - Приморский край денежные средства на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ были выделены в предусмотренном ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ объеме, что подтверждается Законом Приморского края от 26.11.2001 N 174-КЗ “О краевом бюджете на 2002 год“.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив законность принятых по делу решения и постановления, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены, исходя из нижеследующего.

Как видно из материалов дела, 01.06.2001 между Администрацией МО г. Уссурийск и Уссурийский район и открытым акционерным обществом “Уссурийское межрайонное топливоснабжающее предприятие“ на срок с 01.06.2001 заключены два договора о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот на приобретение гражданами топлива с 50% скидкой в соответствии с
ФЗ “О ветеранах“ и с ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ (с 01.01.2002 сроки указанных договоров пролонгированы).

В связи с наличием невозмещенных расходов по предоставленным льготам ветеранам и инвалидам в спорные периоды ОАО “Уссурийское межрайонное топливоснабжающее предприятие“ обратилось с настоящим иском в суд.

Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались статьей 10 ФЗ “О ветеранах“, статьей 4 ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“, предусматривающими возмещение расходов на реализацию указанных льгот за счет федерального бюджета.

Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 и от 15.08.2001 N 584 предусмотрено, что на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

Как видно из материалов дела, постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот в соответствии с ФЗ “О ветеранах“, который устанавливает финансирование указанных расходов из средств краевого бюджета и дотаций Приморскому краю на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования фонда компенсаций, поступающих из федерального бюджета, в порядке передачи субвенций муниципальным образованиям края.

В официальном тексте документа, видимо, допущены опечатки: Федеральный закон от 27.12.2000 имеет номер 150-ФЗ, а не 150, Федеральный закон от 30.12.2001 имеет номер 194-ФЗ, а не 194.

Судом установлено, что расходы на реализацию ФЗ “О ветеранах“ в составе расходов федерального бюджета в ФЗ “О федеральном бюджете на 2001 год“ N 150 от 27.12.2000, ФЗ “О федеральном бюджете
на 2002 год“ N 194 от 30.12.2001 не утверждались так же, как и не предусматривались как отдельный вид расходов в составе финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

В соответствии с приложениями N 7 к Законам Приморского края “О краевом бюджете на 2001 год“, “О краевом бюджете на 2002 год“ на реализацию государственных полномочий по расходам на приобретение и доставку топлива для исполнения ФЗ “О ветеранах“ бюджету муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район в 2001 году из края выделялось 1788000 руб., в 2002 году - 1899000 рублей.

Представленные в материалах дела доказательства подтверждают распределение поступивших из бюджета Приморского края средств организациям муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район, непосредственно предоставляющим льготы на основании ФЗ “О ветеранах“, в запланированном объеме (приложения N 5 к законам Приморского края “Об исполнении краевого бюджета за 2001 год“, “Об исполнении краевого бюджета за 2002 год“).

Таким образом, Приморский край, как субъект Федерации, предусмотрел в составе расходов за счет собственных средств расходы на реализацию ФЗ “О ветеранах“ в пределах своих финансовых возможностей.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 28.08.1995 имеет номер 154-ФЗ, а не 154.

Согласно п. 2 ст. 49 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ от 28.08.1995 N 154 органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

В Федеральном законе “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ“ от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что
если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, а не пункт 2 Постановления.

Пунктом 4 статьи 130, ст. ст. 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом, что в спорный период расходы по предоставлению льгот, установленных ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“, утверждены в ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ и переданы Приморскому краю в сумме 160752000 руб.

Так, муниципальному образованию г. Уссурийск и Уссурийский район на указанные цели в 2002 году выделено из краевого бюджета 6487000 руб., из которых на компенсацию льгот по оплате топлива перечислено 536000 руб.

Доказательств нецелевого использования субъектом федерации - Приморский край, равно как и муниципальным образованием г. Уссурийск и Уссурийский район, данных денежных средств в деле не имеется.

Поскольку объем переданных субвенций и дотаций органами государственной власти РФ не покрывает расходы на предоставление льгот, предусмотренных ФЗ “О ветеранах“, ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“, то арбитражный суд правомерно возложил ответственность за причиненные истцу убытки на Министерство финансов РФ и удовлетворил иск за счет казны РФ согласно
ст. ст. 16, 1069 ГК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 12.02.2004 и постановление апелляционной инстанции от 06.04.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-9328/03-27-300 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.