Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12.05.2004 N Ф03-А51/04-1/981 Если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то их исполнение есть реализация федеральных полномочий в области социальной защиты и финансирование этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 12 мая 2004 года Дело N Ф03-А51/04-1/981“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю на решение от 27.11.2003, постановление от 04.02.2004 по делу N А51-7932/03-22-249 Арбитражного суда Приморского края по иску муниципального унитарного предприятия “Находка-Водоканал“ к Администрации г. Находки, Управлению социальной защиты населения Администрации г. Находки, Администрации Приморского края, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Минфину РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 388134 рублей 82 копеек.

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 12.05.2004.

Муниципальное унитарное предприятие “Находка-Водоканал“ обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации г. Находки, Управлению социальной защиты населения Администрации г. Находки, Администрации Приморского края, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 388134 рублей 82 копеек, составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением ветеранам, проживающим в г. Находке, льгот по оплате коммунальных услуг в период с ноября по декабрь 2002 года.

Решением суда от 27.11.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.02.2004, исковые требования удовлетворены в полном объеме. С казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу МУП “Находка-Водоканал“ взысканы убытки в сумме 388134 рубля 82 копейки со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ “О ветеранах“, выделялись не в полном объеме.

Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю.

В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на п. 2 ч. 1 ст. 10 ФЗ “О ветеранах“ и на постановление губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387, где предусмотрено, что за счет средств бюджетов субъектов РФ возмещаются расходы на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда.

Также заявитель ссылается на необоснованное включение в стоимость услуг, предъявленных к возмещению, налога на добавленную стоимость.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца с доводами жалобы не согласился и просил оставить судебные акты без изменения, а жалобу
- без удовлетворения.

Представитель Администрации Приморского края и Департамента финансов Администрации Приморского края доводы кассационной жалобы отклонил по мотивам, изложенным в отзывах.

Представители других лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не приняли.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как видно из материалов дела и установлено судом, между Управлением соцзащиты населения г. Находки и МУП “Находка-Водоканал“ заключен договор от 01.11.2002 N 21-а, в соответствии с условиями которого управление приняло на себя обязательство по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам в 2002 году, за счет средств Фонда компенсаций.

С ноября по декабрь 2002 года МУП “Находка-Водоканал“ в соответствии с ФЗ “О ветеранах“ предоставляло гражданам, проживающим в муниципальном образовании “г. Находка“, льготы по оплате за водоснабжение и водоотведение, что подтверждается имеющимися в деле документами и не оспаривается сторонами.

Ввиду невозмещения данных расходов на общую сумму 388134 рубля 82 копейки истцом предъявлен настоящий иск.

Арбитражный суд Приморского края на основе всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств правомерно отказал во взыскании убытков за счет средств бюджета муниципального образования г. Находка, поскольку денежные средства на финансирование данных расходов бюджету г. Находки в достаточном количестве не выделялись.

Согласно пункту 2 статьи 49 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ от 28.08.1995 N 154-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

В Федеральном законе “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и
полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ“ от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

Таким образом, судом обеих инстанций правильно сделан вывод, что компенсация расходов, понесенных МУП “Находка-Водоканал“ при предоставлении льготы по оплате коммунальных услуг ветеранам, должна производиться из федерального бюджета.

Часть 2 статьи 10 ФЗ “О ветеранах“ устанавливает, что расходы государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и имеют целевое назначение.

Правительством РФ в рассматриваемый период не определен порядок возмещения расходов, понесенных субъектами Федерации и муниципальными образованиями в связи с предоставлением льгот ветеранам.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, а не пункт 2 Постановления.

Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.

Приложением 7 к Закону Приморского края от 26.11.2001 N 174-КЗ “О краевом бюджете на 2002 год“ предусмотрена передача г. Находке государственных полномочий Приморского края на реализацию ФЗ “О ветеранах“ в сумме 26663 тыс. рублей. Муниципальным образованием г. Находка денежные средства получены и распределены по целевому
назначению на основании отчета об исполнении средств субвенций в 2002 году.

Доказательств нецелевого использования субъектом данных средств в деле не имеется.

Следовательно, Арбитражный суд Приморского края правомерно возложил ответственность за неисполнение ФЗ “О ветеранах“ на Российскую Федерацию в лице Минфина РФ на основании статей 16, 1069 ГК РФ.

Все доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде обеих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, имеющих существенное значение для данного спора, в жалобе не приводится.

Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 27.11.2003 и постановление от 04.02.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-7932/03-22-249 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.