Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12.05.2004 N Ф03-А51/04-1/1018 Поскольку денежные средства из федерального бюджета на финансирование льгот целевым назначением не передавались, правомерно удовлетворен иск о взыскании убытков за счет казны Российской Федерации в лице финансового органа.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 12 мая 2004 года Дело N Ф03-А51/04-1/1018“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение от 27.11.2003, постановление от 28.01.2004 по делу N А51-7252/03-17-249 Арбитражного суда Приморского края по иску закрытого акционерного общества “Жилищно-коммунальное управление“ к Финансовому управлению Администрации Пожарского района, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ о взыскании 3705000 рублей.

В соответствии со статьей 176 АПК РФ изготовление мотивированного постановления кассационной инстанции откладывалось до 12.05.2004.

Закрытое акционерное общество “Жилищно-коммунальное управление“ обратилось в Арбитражный суд Приморского края к Финансовому управлению Администрации Пожарского района, Департаменту
финансов Администрации Приморского края о взыскании на основании ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ 3705000 рублей, составляющих убытки от предоставления льгот гражданам по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с федеральными законами “О ветеранах“ и “О социальной защите инвалидов в РФ“.

По ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчика судом определением от 05.08.2003 привлечено Министерство финансов РФ в лице Главного управления Федерального казначейства по Приморскому краю.

До принятия решения истец на основании ст. 49 АПК РФ уменьшил размер исковых требований до 3470000,40 рубля.

Решением суда от 27.11.2003 требования истца удовлетворены в сумме 3283800 рублей. Во взыскании 186600 рублей, составляющих сумму налога на добавленную стоимость, отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 28.01.2004 решение суда оставлено без изменения.

Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ, которое просит их отменить как необоснованные, принятые в нарушение норм материального права.

При этом заявитель ссылается на неправильное применение судом ст. 10 ФЗ “О ветеранах“, ст. 17 ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“. По мнению Минфина РФ, Постановлением Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 “О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах“ государственные полномочия Российской Федерации по финансированию льгот на коммунальные услуги переданы на муниципальный уровень и соответствующие полномочия Российской Федерации прекращены. Кроме того, заявитель жалобы указывает на недоказанность истцом наличия условий, при которых согласно ст. 1069 ГК РФ могут быть удовлетворены требования о возмещении убытков.

Департамент финансов РФ в отзыве на кассационную жалобу доводы, изложенные в ней,
отклонил.

В судебном заседании кассационной инстанции представители ЗАО “Жилищно-коммунальное управление“ и Департамента финансов Приморского края просили решение и постановление суда оставить без изменения, полагая их законными.

Представители других участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец в период с 01.01.2002 по 31.12.2002 в соответствии с федеральными законами “О ветеранах“, “О социальной защите инвалидов в РФ“ и во исполнение заключенного на основании постановления губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 с Администрацией Пожарского района договора от 01.01.2002 N 53 предоставил гражданам, имеющим право на 50% скидку, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Не возмещенные муниципальными и государственными органами власти расходы истца составили 3470000 рублей, о взыскании которых заявлены настоящие требования.

Статьей 10 ФЗ “О ветеранах“ в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам назван бюджет субъекта РФ, расходы которого учитываются в порядке межбюджетных отношений при взаиморасчетах с федеральным бюджетом и имеют целевое назначение.

Доводы Министерства финансов РФ о том, что финансирование расходов на реализацию льгот по социальной защите ветеранов в части, отнесенной законом к полномочиям субъекта Федерации, должно осуществляться самим субъектом из источников, формируемых за счет собственных средств, не соответствует ст. 84, 130 Бюджетного кодекса РФ о целевом направлении средств федерального бюджета в бюджет нижестоящих уровней на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти. Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 “О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года“ предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов,
нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах представленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов.

Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2002 год“ не утверждено расходных статей, предусматривающих целевое выделение денежных средств в бюджеты субъектов РФ на реализацию установленных ФЗ “О ветеранах“ льгот по жилищно-коммунальным услугам, в том числе Приморскому краю.

Наряду с этим Законом Приморского края “О краевом бюджете на 2002 год“ от 26.11.2001 N 174-КЗ в составе расходов бюджета Приморского края за счет собственных средств предусмотрено финансирование муниципальных образований на выполнение ими государственных полномочий по реализации ФЗ “О ветеранах“ и в части льгот по оплате коммунальных услуг в сумме 252 т. руб., в том числе Пожарскому району 4131 руб.

Согласно приложению N 5 к Закону Приморского края от 12.08.2003 N 68-КЗ “Об исполнении краевого бюджета за 2002 год“ указанные средства доведены до муниципального образования в запланированном объеме, вместе с тем не удовлетворили потребность района по возмещению расходов лицам, предоставившим льготы по жилищно-коммунальным услугам.

Поскольку денежные средства из федерального бюджета на финансирование льгот ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг Приморскому краю целевым назначением в рассматриваемый период не передавались, суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, освободив от ответственности финансовое управление муниципального образования и Департамент финансов Администрации Приморского края.

Судом также правильно решен вопрос о возмещении истцу убытков за счет казны Российской Федерации, возникших в связи с исполнением ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ от 24.11.1995 N 181-ФЗ.

Как установлено судом на основе анализа законов Приморского края
“О краевом бюджете на 2002 год“ от 26.11.2001 N 174-КЗ, “Об исполнении краевого бюджета в 2002 году“, а также приложений к ним, финансовые средства, поступившие субъекту во исполнение ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ из Фонда компенсаций федерального бюджета на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ в размере 160752 тыс. руб., направлены на исполнение названного Закона.

Доказательств нецелевого использования субъектом РФ указанных средств Министерство финансов РФ не представило.

Поскольку органами государственной власти не обеспечено финансовыми средствами в полном объеме исполнение Федерального закона “О социальной защите инвалидов в РФ“, судом правомерно возмещены истцу убытки за счет казны Российской Федерации.

В соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса РФ гражданская правоспособность Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальных образований осуществляется через их органы, в соответствии с компетенцией последних.

Как разъяснено в п. 12 Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, в случае предъявления истцом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиками по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект РФ или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Указанное не противоречит статье 10 Бюджетного кодекса РФ, а также Положению о Министерстве финансов РФ, согласно которому Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

В связи с чем доводы Минфина РФ о необоснованном возложении на него ответственности несостоятельны.

Поскольку судебные акты приняты судом первой и апелляционной инстанций в соответствии с нормами процессуального
и материального права, всем обстоятельствам по делу дана надлежащая оценка, оснований для их отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 27.11.2003, постановление от 28.01.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-7252/03-17-249 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.