Постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.03.2004 N Ф03-А73/04-2/83 Дело по иску о взыскании санкций за нарушение срока представления индивидуальных сведений о застрахованных лицах передано на новое рассмотрение в связи с неправильным применением судом норм материального права.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГАИменем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 10 марта 2004 года Дело N Ф03-А73/04-2/83“
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в городе Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края на решение от 07.10.2003 по делу N А73-8387/2003-18 Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в городе Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края к государственному учреждению ЯБ-257/13 о взыскании 39754 руб. 20 коп.
Изготовление постановления в соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации откладывалось до 10.03.2004.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ (далее - УПФР) в городе Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о взыскании с государственного учреждения ЯБ-257/13 санкций в сумме 39754 руб. 20 коп. за нарушение срока представления индивидуальных сведений о застрахованных лицах.
Решением суда от 07.10.2003 заявленные требования удовлетворены частично: взыскано 1000 руб. штрафа. В удовлетворении остальной части требований отказано. По мнению суда, ответственность за нарушение срока представления индивидуальных сведений о застрахованных лицах регулируется пунктом 3 статьи 27 Федерального закона N 167 “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон N 167), которым установлена ответственность в виде уплаты штрафа в размере 1000 руб. В связи с чем оснований применять ответственность за нарушение срока представления индивидуальных сведений о застрахованных лицах по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете“ (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде штрафа в размере 10% от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ не имеется.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ, а не N 167.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ имеет название “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“.
В апелляционной инстанции дело не пересматривалось.
Однако ГУ УПФР по городу Хабаровску и Хабаровскому району Хабаровского края подало кассационную жалобу на вступившее в законную силу решение суда первой инстанции, в которой просит принятый по делу судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить полностью.
В обоснование жалобы Пенсионный фонд ссылается на то, что при рассмотрении спора судом применен закон, не подлежащий применению. Федеральный закон N 167-ФЗ не устанавливает перечень индивидуальных сведений, подлежащих индивидуальному (персонифицированному) учету, и не устанавливает срок их представления. Эти сведения и срок их представления предусмотрены Законом N 27-ФЗ. Поэтому за нарушение срока представления данных сведений должна применяться ответственность, предусмотренная статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В судебном заседании представителем Пенсионного фонда заявлен отказ от кассационной жалобы. Кассационная инстанция считает, что отказ не может быть принят, поскольку право представителя на отказ от кассационных жалоб доверенностью N 23 от 28.05.2003 не предусмотрено.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав присутствующих в судебном заседании представителей сторон, кассационная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене с передачей дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, государственное учреждение ЯБ-257/13 зарегистрировано в качестве страхователя в Пенсионном фонде 04.11.1999 и согласно статье 11 Закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ обязано представлять в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах. Перечень сведений и срок их представления установлены пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, согласно которому сведения должны представляться страхователем один раз в год, но не позднее 1 марта. Индивидуальные сведения за 2002 год представлены ответчиком 07.04.2003, то есть с нарушением установленного срока.
Судом на основании всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств сделан правильный вывод о нарушении государственным учреждением ЯБ-257/13 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, выразившемся в несвоевременном представлении индивидуальных сведений о застрахованных лицах. Однако судебными инстанциями необоснованно взыскан штраф, предусмотренный пунктом 3 статьи 27 Федерального закона N 167-ФЗ.
Следует признать обоснованным довод заявителя жалобы о том, что для урегулирования спорных правоотношений следует применять специальный закон - Федеральный закон N 27-ФЗ.
Исходя из общих принципов права, когда одни и те же правоотношения регулируются общими и специальными нормами права, применяются специальные нормы.
Статья 14 Федерального закона N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ устанавливает общую обязанность страхователей по представлению в территориальные органы страховщика документов, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Сроки представления указанных документов и перечень сведений, которые подлежат отражению в них, конкретизированы (установлены) статьей 11 Федерального закона N 27-ФЗ. Ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотрена статьей 17 вышеназванного Закона, в соответствии с которой применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Поскольку судебные акты о взыскании штрафа в сумме 1000 руб. основаны на неправильном применении норм материального права, то они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, при котором следует в соответствии со статьями 108, 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации проверить наличие или отсутствие вины в действиях государственного учреждения ЯБ-257/13, наличие или отсутствие обстоятельств, исключающих привлечение государственного учреждения ЯБ-257/13 к ответственности, или обстоятельств, смягчающих и отягчающих эту ответственность.
Для удовлетворения требований Управления ПФР о взыскании штрафа представляется недостаточным только констатация факта правонарушения без оценки соразмерности взыскиваемого штрафа тяжести совершенного правонарушения. При новом рассмотрении дела следует устранить отмеченные недостатки и рассмотреть спор в строгом соответствии с действующим законодательством.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.10.2003 по делу N А73-8387/2003-18 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.