Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.02.2004 N Ф03-А51/04-1/170 Иск о взыскании убытков, составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением ветеранам льгот по оплате электроэнергии, правомерно удовлетворен за счет Минфина РФ, поскольку в рассматриваемый период федеральный бюджет не в полном объеме выделял денежные средства на эти цели.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 24 февраля 2004 года Дело N Ф03-А51/04-1/170“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 24.09.2003, постановление от 24.11.2003 по делу N А51-5124/03-7-152 Арбитражного суда Приморского края по иску открытого акционерного общества “Дальэнерго“ в лице Уссурийского отделения Дальэнергосбыта к Администрации муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ, 3 лицо: Финансовое управление Администрации муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район, о взыскании 552747 рублей 23 копеек.

В соответствии со
статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 24.02.2004.

Открытое акционерное общество “Дальэнерго“ в лице Уссурийского отделения Дальэнергосбыта обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район о взыскании 258074 рублей 80 копеек, составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением ветеранам льгот по оплате электрической энергии, потребленной с мая по декабрь 2001 года.

До принятия решения по делу истцом увеличен размер исковых требований до 552747 рублей 23 копеек.

Определением от 19.05.2003 по ходатайству истца к участию в деле в качестве второго ответчика привлечен Департамент финансов Администрации Приморского края, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - Финансовое управление Администрации МО г. Уссурийск и Уссурийский район.

Определением от 09.06.2003 по ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов РФ.

Решением суда от 24.09.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.11.2003, исковые требования удовлетворены в части. С Министерства финансов РФ в пользу ОАО “Дальэнерго“ взысканы убытки в сумме 476677 рублей 99 копеек со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в 2001 году денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ “О ветеранах“, выделялись не в полном объеме.

В остальной части иска отказано, поскольку сумма убытков не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.

Правильность судебного акта проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю.

В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на п. 2 ч. 1 ст. 10 ФЗ “О ветеранах“,
где предусмотрено, что за счет средств бюджетов субъектов РФ возмещаются расходы на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда.

Кроме того, заявитель указывает на то, что постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден порядок возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям, Управлению вневедомственной охраны УВД Приморского края расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот, который устанавливает, что финансирование данных расходов производится из средств краевого бюджета. Из федерального бюджета Приморскому краю выделено достаточно денежных средств на реализацию ФЗ “О ветеранах“, что подтверждается Законом Приморского края от 20.04.2001 N 135-КЗ “О краевом бюджете на 2001 год“.

Также сослался на другие основания для признания решения незаконным.

Представители сторон, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явились.

ОАО “Дальэнерго“ в лице Уссурийского отделения Дальэнергосбыта и Департамент финансов Администрации Приморского края в отзывах на кассационную жалобу не согласились с доводами жалобы, обжалуемые судебные акты считают законными, обоснованными и просят оставить их без изменения. Кроме того, в отзыве общество просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как видно из материалов дела, ОАО “Дальэнерго“ в лице Уссурийского отделения Дальэнергосбыт в период с мая по декабрь 2001 года за счет собственных средств предоставляло услуги ветеранам по оплате электроэнергии с учетом льготной скидки в размере 50% на основании ФЗ “О ветеранах“, в результате чего акционерным обществом недополучены доходы в сумме 258074 рубля 80 копеек.

Требования истца в названной сумме по настоящему делу возникли в связи с отказом Администрации МО
г. Уссурийск и Уссурийский район в возмещении обществу указанных расходов.

Арбитражный суд Приморского края на основе всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств правомерно отказал во взыскании убытков за счет средств бюджета муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район, поскольку денежные средства на финансирование данных расходов бюджету г. Уссурийска и Уссурийского района в достаточном количестве не выделялись.

Согласно пункту 2 статьи 49 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ от 28.08.1995 N 154-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

В Федеральном законе “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ“ от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

Таким образом, апелляционной инстанцией правильно сделан вывод, что компенсация расходов, понесенных ОАО “Дальэнерго“ при предоставлении льготы по оплате электроэнергии ветеранам, должна производиться из федерального бюджета.

Часть 2 статьи 10 ФЗ “О ветеранах“ устанавливает, что расходы государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и имеют целевое назначение.

Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов, понесенных субъектами Федерации и муниципальными образованиями в связи с предоставлением льгот ветеранам.

Статья 84 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что исключительно из федерального
бюджета финансируется обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетных уровней.

Судом обеих инстанций установлено, что денежные средства в 2001 году на реализацию ФЗ “О ветеранах“ Приморскому краю были переданы не в полном объеме, что подтверждается Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2001 год“, Законом Приморского края “О краевом бюджете на 2001 год“, отчетами об исполнении бюджетов.

Следовательно, Арбитражный суд Амурской области правомерно возложил ответственность за неисполнение ФЗ “О ветеранах“ на Российскую Федерацию в лице Минфина РФ на основании статей 16, 1069 ГК РФ.

В соответствии со ст. 125 ГК РФ гражданская правоспособность Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальных образований осуществляется через их органы в соответствии с компетенцией последних.

В силу ст. 1071 ГК РФ в случае, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган.

Исходя из указанных норм, норм статьи 1069 Гражданского кодекса РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 ответчиками по делам о возмещении убытков, возникших по вине Российской Федерации, выступает Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ.

В связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы о незаконном взыскании денежных средств с Минфина РФ являются несостоятельными.

Иные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

В остальной части решение от 24.09.2003 и постановление от 24.11.2003 также соответствуют материалам дела,
законодательству и не обжаловано сторонами.

Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 24.09.2003 и постановление от 24.11.2003 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-5124/03-7-152 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.