Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12.02.2004 N Ф03-А04/04-2/15 Дело по заявлению о признании незаконным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации юридического лица - общества с ограниченной ответственностью направлено на новое рассмотрение в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 12 февраля 2004 года Дело N Ф03-А04/04-2/15“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Амурской области на решение от 18.09.2003 по делу N А04-2547/03-1/278 Арбитражного суда Амурской области по заявлению гражданки Цуй Лихуа к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Амурской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации.

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ постановление в полном объеме изготовлено 12.02.2004.

Гражданка КНР Цуй Лихуа обратилась
в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным решения от 30.05.2003 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Амурской области (далее - Инспекция; налоговый орган) об отказе в государственной регистрации юридического лица - общества с ограниченной ответственностью “Солнечное“ и о возложении на Инспекцию обязанности по осуществлению такой регистрации в пятидневный срок со дня вынесения судом решения.

Суд решением от 18.09.2003 требования заявителя удовлетворил и обязал Инспекцию зарегистрировать ООО “Солнечное“, признав оспариваемое решение не соответствующим статье 23 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц“ от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Правильность состоявшегося по делу решения проверяется в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ по кассационной жалобе налогового органа, который просит его отменить и в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, в частности статьи 20 Федерального закона “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации“. Заявитель указывает на то, что исходя из анализа положений статей 2 и 20 названного выше Закона, а также Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц“ (пункт “г“ статьи 12) учредителем организации с иностранными инвестициями может являться только иностранное юридическое лицо, а не иностранный гражданин. На этом основании налоговый орган считает решение об отказе гражданке КНР в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью соответствующим действующему законодательству.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебном заседании кассационной инстанции не присутствовали.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции считает необходимым состоявшееся по делу решение отменить по следующим
основаниям.

Как видно из материалов дела, 27.05.2003 гражданкой КНР Цуй Лихуа в Инспекцию представлены документы для государственной регистрации ООО “Солнечное“, единственным участником которого является она.

30.05.2003 регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации. Письмом от этой же даты налоговый орган разъяснил, что участие иностранных граждан в обществах с ограниченной ответственностью ограничено Федеральным законом “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации“, в частности статьей 2, а также пунктом “г“ статьи 12 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц“. По мнению Инспекции, учредителем коммерческой организации, в частности общества с ограниченной ответственностью, может выступать только иностранное юридическое лицо, у иностранного физического лица такое право отсутствует.

Проверяя правомерность действий налогового органа, суд исходил из того, что приведенные выше нормы не могут лишать иностранных граждан права создавать на территории Российской Федерации общества с ограниченной ответственностью.

Согласно статье 62 Конституции РФ, иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Указанное положение закреплено в Федеральном законе от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“, а также в статье 1196 Гражданского кодекса РФ.

При этом в силу статьи 1202 Гражданского кодекса РФ, вопросы создания юридического лица регулируются правом страны, где учреждено юридическое лицо.

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью“ не содержит каких-либо специальных требований к учредительным документам общества, когда учредителем последнего является иностранный гражданин. Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 11 названного Федерального закона, особенности учреждения общества с участием иностранных инвесторов определяются федеральным законом.

Действующими в период возникновения
спорных правоотношений федеральными законами “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации“ и “О государственной регистрации юридических лиц“ не предусмотрено норм, препятствующих реализации иностранными физическими лицами права создания на территории Российской Федерации обществ с ограниченной ответственностью.

Следовательно, вывод суда о том, что указанные граждане вправе учреждать общества с ограниченной ответственностью, обоснован.

Вместе с тем Федеральный закон “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации“, устанавливающий основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации, определяет, что в качестве иностранных инвесторов могут выступать в том числе иностранные граждане.

Статьей 2 названного Закона предусмотрено, что иностранными инвесторами являются иностранные граждане, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяется в соответствии с законодательством государства их гражданства и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации.

Аналогичное требование предусматривает упомянутый выше Федеральный закон и для иностранных инвесторов - иностранных юридических лиц.

Положения статьи 2 Федерального закона “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации“, с учетом внесенных в данный Закон дополнений, не претерпели изменений и подлежат применению судом при рассмотрении спорных правоотношений.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, согласно пункту 2 статьи 20 вышеупомянутого Федерального закона, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

В статье 12 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц“ приведен перечень документов, предоставляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации создаваемого юридического лица. В числе других документов поименована выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического
лица - учредителя. Для иностранных граждан - физических лиц представления каких-либо документов, подтверждающих их правовой статус, названной нормой не предусмотрено.

Основываясь на принципах равенства и обеспечения стабильности условий деятельности для всех иностранных инвесторов, закрепленных в Федеральном законе “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации“ и Конституции РФ, кассационная инстанция считает ошибочным вывод суда о том, что в связи с внесенными в Федеральный закон “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации“ изменениями законодатель отменил ограничения при создании коммерческих организаций с иностранными инвестициями в случаях, когда учредителем указанных организаций является иностранный гражданин, и освободил их от предоставления названных выше документов.

В силу статьи 2, под иностранным инвестором понимается в том числе иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства, в рассматриваемом случае КНР, осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации. Следовательно, указанные граждане при осуществлении инвестиций в экономику Российской Федерации, в том числе при создании коммерческих организаций - юридических лиц в качестве единственных учредителей, обязаны подтвердить свой правовой статус, как то предусматривает статья 2 названного выше Федерального закона, а также - правовые основания нахождения на территории Российской Федерации.

Суд, обязывая Инспекцию зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью, сослался на то, что им проверено гражданство заявителя, согласно представленному паспорту и визе.

Однако, как видно из имеющихся в материалах дела ксерокопии паспорта, визы и вкладного талона к ней, гражданка КНР Цуй Лихуа имеет многократную визу с 08.07.2002 по 30.06.2003, цель ее поездки - коммерческая, принимающая организация - ООО “Два берега“. Согласно вкладному талону к визе, гражданка
КНР зарегистрирована по адресу: г. Благовещенск, ул. Пионерская, 150 до 26.05.2003, другие документы, подтверждающие продление ее визы либо получение в соответствии с Федеральным законом “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“ разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, в материалах дела отсутствуют.

Заявление о регистрации ООО “Солнечное“ и документы к нему поданы указанной гражданкой в налоговый орган 27.05.2003, то есть после истечения сроков ее регистрации, по названному выше адресу, следовательно, содержат недостоверные сведения. Между тем подаваемое в соответствии со статьей 12 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц“ учредителем заявление по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, должно содержать достоверные сведения об учредителе, в том числе об адресе его места жительства.

Суд, в нарушение статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, названные обстоятельства не проверил. Поскольку выяснение указанных обстоятельств имеет существенное значение для дела и может повлиять на правильное рассмотрение данного спора, то решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, при котором суду необходимо устранить отмеченные нарушения, проверив с учетом действующего законодательства правомерность пребывания указанной выше гражданки КНР на территории Российской Федерации и соответственно создания ею коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 18.09.2003 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-2547/03-1/278 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.