Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.11.2004, 15.11.2004 по делу N А60-24611/2004-С3 Судом удовлетворено требование истца о расторжении договора о совместном содержании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 15 ноября 2004 г. Дело N А60-24611/2004-С3“

Судья Арбитражного суда Свердловской области Н.В. Родичко рассмотрела в судебном заседании дело по иску ОАО “Авиакомпания “Уральские авиалинии“ к ОАО “Аэропорт Кольцово“ о расторжении договора,

при участии в заседании: от истца - Папкова Т.И., начальник юридического отдела, доверенность N 16 от 05.01.2004, Александровская Е.В., по доверенности от 02.07.2004; от ответчика - Князев С.С., ведущий юрисконсульт, доверенность от 02.02.2004; Ястребов А.А., по доверенности от 27.07.2004.

Права разъяснены.

Ответчиком заявлен отвод судье.

В удовлетворении заявления ОАО “Аэропорт “Кольцово“ об отводе судьи от рассмотрения дела N А60-24611/04-С3 отказано (определение от 15.11.2004).

Ходатайство истца о приобщении к материалам
дела письма ЕКУГИ от 15.11.2004 удовлетворено.

Ходатайство ответчика об объявлении перерыва в судебном заседании отклонено ввиду отсутствия оснований.

ОАО Авиакомпания “Уральские авиалинии“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о расторжении договора от 08.02.1994 N 21-29-94 о взаимном содержании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, заключенного между АО “Аэропорт Кольцово“ и АО Авиакомпания “Уральские авиалинии“, в связи с существенным нарушением ответчиком обязательств по договору.

Ответчик исковые требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил:

08.12.1993 Свердловским областным комитетом по управлению государственным имуществом был утвержден План приватизации Свердловского государственного авиапредприятия.

Согласно п. 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 721 от 01.07.1992, объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации, передаются акционерному обществу на баланс, стоимость указанных объектов не включается в уставный капитал акционерного общества.

В соответствии с п. 9.1.3 Плана приватизации Свердловского государственного авиапредприятия до передачи объектов социальной сферы в муниципальную собственность они должны быть закреплены на специальном балансе одного из вновь образованных предприятий, АООТ “Аэропорт Кольцово“, и содержаться за счет прибыли АООТ “Аэропорт Кольцово“ и АООТ Авиакомпания “Уральские авиалинии“ пропорционально численности работников по состоянию на 01.07.1993 на основании взаимного договора.

В связи с чем 08.02.1994 сторонами был заключен договор N 21-29-94 о взаимном содержании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (далее - объекты социальной сферы), не вошедших в уставный капиталы предприятий, образованных в результате приватизации Свердловского государственного авиапредприятия.

Данный договор не предусмотрен законом, однако его условия не противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации, поэтому в силу
ст. 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации договор является основанием возникновения прав и обязанностей участвующих в нем лиц.

Согласно п. 9.1.3 Плана приватизации, обязанность по содержанию объектов социальной сферы возлагается на Аэропорт и Авиакомпанию временно до передачи объектов в муниципальную собственность.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Указ Президента РФ от 26.03.2003 имеет номер 370, а не 70.

Пунктом 6.14 Указа Президента Российской Федерации “О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации“ предусмотрено, что, если в уставный капитал приватизируемого предприятия не включены объекты социально-бытовой сферы, жилищного фонда и предусмотрена передача их в муниципальную собственность, соответствующие органы местного самоуправления обязаны в срок не более шести месяцев со дня утверждения плана приватизации принять их на баланс и заключить договоры с предприятиями по содержанию указанных объектов при сохранении, в случае необходимости, договорных отношений с приватизированным предприятием - бывшим балансодержателем, предусматривающим его обязательства по содержанию объектов жилой и социально-бытовой сферы (указанный пункт утратил силу только 26.03.2003 в соответствии с Указом Президента РФ от 26.03.2003 N 70).

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 235 от 07.03.1995 предусмотрено, что утверждение плана приватизации предприятий является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения были временно переданы на баланс ОАО “Аэропорт Кольцово“.

Пунктами 2.3, 2.3.4 договора N 21-29-94 предусмотрена обязанность ОАО “Аэропорт Кольцово“ решать вопрос по передаче их в муниципальную собственность.

Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, указанные в п. 1.1 договора от 08.02.1994 N 21-29-94, в полном объеме на баланс местным органам власти Аэропортом не переданы.

Из
материалов дела следует, что Аэропорт недобросовестно исполняет свои обязанности по передаче объектов соцсферы, указанных в п. 1.1 договора, в муниципальную собственность, что подтверждается следующими доказательствами.

Так, согласно ответу Комитета по жилищной политике администрации города Екатеринбурга от 25.03.2004, объекты специализированного жилищного фонда - общежития по ул. Бахчиванджи, д. 20 и Спутников, д. 11, не прошли регистрацию в качестве общежитий, не включены в Единый реестр общежитий, расположенных на территории города Екатеринбурга, и не имеют удостоверений, установленного образца, несмотря на неоднократные обращения администрации города начиная с 2001 года в адрес генерального директора ОАО “Аэропорт Кольцово“.

Из ответа Управления жилищно-коммунального хозяйства служба единого заказчика Октябрьского района г. Екатеринбурга N 1696 от 11.10.2004 на запрос Авиакомпании следует, что ОАО “Аэропорт Кольцово“ до настоящего времени не обращалось в Администрацию города с просьбой о приеме в муниципальную собственность общежития по ул. Бахчиванджи, 20, заявление о принятии в муниципальную собственность общежития по ул. Спутников, 11 поступило только 03.11.2004.

Из ответа Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом от 12.04.2004 N 02.05.2-06-2819 следует, что ОАО “Аэропорт “Кольцово“ обращалось в ЕКУГИ 27.11.2001 с просьбой о принятии в муниципальную собственность имущественных комплексов дошкольных учреждений N 307 и N 409; вопрос о приеме-передаче детского сада N 527, расположенного по адресу: пер. Утренний, 6, руководством Аэропорта не ставился, письменного обращения от предприятия в Комитет не поступало; необходимые для решения данного вопроса документы не представлялись.

Письмом от 15.11.2004 N 02.05.2-06-10036 ЕКУГИ также подтвердил отсутствие обращения от Аэропорта по поводу вопроса о приеме-передаче детского сада N 527, расположенного по адресу: пер. Утренний, 6.

В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского
кодекса Российской Федерации договор по требованию одной из сторон может быть расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Суд считает, что свои обязательства по передаче объектов соцсферы в муниципальную собственность ОАО “Аэропорт Кольцово“ выполняет ненадлежащим образом, тем самым допуская существенные нарушения условий договора N 21-29-94, предусмотренных пунктами 2.3, 2.3.4, в результате чего истцу причиняется материальный вред, поскольку последний вынужден нести расходы по содержанию объектов соцсферы (справки по суммам расходов с 1994 по 2004 г. представлены в материалы дела).

24.06.2004 истцом было направлено требование в адрес ОАО “Аэропорт Кольцово“ о расторжении договора от 08.02.1994 N 21-29-94 о взаимном содержании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, которое было оставлено ответчиком без ответа.

Учитывая изложенное, суд удовлетворяет требования ОАО “Авиакомпания “Уральские авиалинии“ о расторжении договора от 08.02.1994 N 21-29-94 о взаимном содержании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

Расходы истца по уплате госпошлины подлежат возмещению за счет ответчика в сумме 2000 руб.

Руководствуясь ст. 309, 450 ГК РФ, ст. 110, 167 - 170 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ОАО “Авиакомпания “Уральские авиалинии“ удовлетворить.

Договор N 21-29-94 от 08.02.1994 о взаимном содержании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, заключенный между ОАО Аэропорт “Кольцово“ и ОАО Авиакомпания “Уральские авиалинии“, расторгнуть.

Взыскать с ОАО “Аэропорт Кольцово“ в пользу ОАО Авиакомпания “Уральские авиалинии“ расходы по госпошлине в сумме 2000 руб.

На данное решение в месячный срок с момента его принятия может быть апелляционная жалоба в Арбитражный суд Свердловской
области.

В полном объеме решение изготовлено 30.11.2004.

Судья

РОДИЧКО Н.В.