Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.11.2004 по делу N А60-30039/04-С9 Права на неделимые земельные участки под зданиями возникают как у собственников помещений, находящихся в этих зданиях, так и у лиц, которым помещения принадлежат на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 17 ноября 2004 г. Дело N А60-30039/04-С9“

Судья Арбитражного суда Свердловской области Подгорнова Г.Н. рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению ИМНС РФ по г. Верхней Пышме к МУП “Объединение жилищных хозяйств“ МО “Верхняя Пышма“ (далее - МУП “ОЖХ“) о взыскании налоговых санкций в сумме 114896 руб. 80 коп.

В заседании участвовали от заявителя - Савельева Е.Н., инсп., д. N 2 от 05.01.2004, сл. уд.; Соколова Е.Ю., инсп., дов. N 40 от 16.11.2004, сл. уд.

Права разъяснены. Отводов, ходатайств не заявлено.

Протокол судебного заседания велся судьей.

Заявитель просит взыскать с ответчика налоговые санкции в сумме 114896 руб., начисленные по результатам
выездной налоговой проверки.

Ответчик в заседание не явился, отзыв не представил.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения заявителя, суд установил следующее.

В ходе выездной налоговой проверки МУП “УЖХ“ за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, проведенной ИМНС РФ по г. Верхней Пышме, установлено, что предприятием в проверяемый период в нарушение ст. 1, 15, 17 Закона РФ “О плате за землю“ неправильно исчислен налог по земельным участкам, занятым объектами жилищно-коммунального хозяйства, переданными на баланс предприятия 30.04.2002 (налог следовало исчислять начиная с мая 2002 г., предприятие исчислило с июня 2002 г.); кроме того, в ходе выездной проверки установлено, что предприятием неправомерно не уплачен в 2003 г. земельный налог за земельные участки, занятые объектами жилищного фонда. В результате описанных нарушений предприятием не уплачен земельный налог в сумме 574484 руб.

Решением заместителя руководителя налогового органа N 80 от 24.06.2004 предприятие привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 114896 руб. за неуплату земельного налога в результате неправомерных действий.

В соответствии с ч. 4 ст. 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

Как следует из ст. 100 НК РФ, изложенные в акте выездной налоговой проверки обстоятельства налоговых правонарушений должны быть документально подтверждены.

По мнению суда, акт выездной налоговой проверки N 80 от 25.05.2004 не может служить доказательством наличия событий налоговых правонарушений, поскольку не содержит сведений о том, имеются ли у предприятия правоустанавливающие документы на земельные участки; о том, какие права имеет ответчик на объекты жилого фонда. Документы о передаче предприятию объектов жилищно-коммунального хозяйства, ссылки на которые
имеются в акте, к материалам проверки не приложены и суду не представлены. Использованные налоговой инспекцией при расчете суммы доначисленного налога сведения о площадях земельных участков документально не подтверждены; указанные сведения взяты налоговой инспекцией из деклараций налогоплательщика за 2002, 2003 г., то есть налоговая проверка в части земельного налога являлась по существу камеральной проверкой налоговых деклараций.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“ использование земли в Российской Федерации является платным. Согласно ст. 15 указанного Закона, основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.

Однако и при отсутствии правоустанавливающих документов на земельный участок факт использования этого участка исходя из смысла и содержания ст. 1 вышеназванного Закона является основанием для начисления платы за землю.

Факты использования земельных участков, по которым произведено доначисление земельного налога, не подтверждены, поскольку, по мнению суда, предприятие не пользуется переданными на его баланс объектами жилого фонда и жилищно-коммунального хозяйства, а решает возложенные на него функции по содержанию и обслуживанию этих объектов.

Но и в том случае, если бы обязанности предприятия по исчислению и уплате земельного налога за земли, находящиеся под объектами жилого фонда, были установлены судом, расчет суммы налога, произведенный налоговым органом в ходе выездной проверки, не мог бы быть принят судом во внимание, поскольку выполнен без учета положений п. 3 ст. 36 Земельного кодекса РФ, согласно которым права на неделимые земельные участки под зданиями возникают как у собственников помещений, находящихся в этих зданиях, так и у лиц, которым помещения принадлежат на праве
хозяйственного ведения или оперативного управления.

Учитывая изложенное, суд полагает, что заявленные требования о взыскании с МУП “ОЖХ“ налоговых санкций в сумме 114986 руб. 80 коп. не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 216 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований о взыскании с МУП “Управление жилищных хозяйств“ МО “Верхняя Пышма“ налоговых санкций в сумме 114896 руб. 80 коп. ИМНС РФ по г. Верхней Пышме отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные ст. 257 - 260 АПК РФ.

Судья

ПОДГОРНОВА Г.Н.