Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.03.2004 N А05-9624/03-12 Суд правомерно отказал обществу в удовлетворении требований о признании недействительным требования налогового органа об уплате недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 год, поскольку ст. 5 ФЗ “О дорожных фондах в Российской Федерации“, устанавливающая данный налог, утрачивает силу лишь с 01.01.2003.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 марта 2004 года Дело N А05-9624/03-12“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Кузнецовой Н.Г., Малышевой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Северодвинский завод дорожных машин“ на решение от 04.11.03 (судья Ивашевская Л.И.) и постановление апелляционной инстанции от 12.01.04 (судьи Сумарокова Т.Я., Волков Н.А., Тряпицына Е.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-9624/03-12,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Северодвинский завод дорожных машин“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску (далее
- налоговая инспекция, инспекция) от 08.09.03 N 21/4019 об уплате 167055,43 руб. недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 год.

Решением от 04.11.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.01.04, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.

В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты как вынесенные с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, общество с 01.09.02 не должно уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог, поскольку статья 2 Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации“ от 24.07.02 N 110-ФЗ (далее - Закон N 110-ФЗ), исключающая подпункт “м“ (налоги, служащие источниками образования дорожных фондов) пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ от 27.12.91 N 2118-1, вступила в силу с 31.08.02. Заявитель считает, что суд первой инстанции неправильно истолковал статью 4 Закона N 110-ФЗ, которая посвящена не порядку исчисления налога с сентября по декабрь 2002 года, а регулирует переходный период отмены налога - проведение заключительных расчетов. Также, по мнению подателя жалобы, суд сделал неправильный вывод о продолжительности налогового периода по налогу равного году. Кроме того, заявитель не согласен с позицией налоговой инспекции “об уплате налога на пользователей автомобильных дорог
в 2002 году, основанной на применении отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку с его положениями налоговое законодательство не связывает порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах“.

Представители общества и налоговой инспекции, надлежащим образом извещенные о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, у общества имеется недоимка по налогу на пользователей автомобильных дорог за сентябрь - декабрь 2002 года. Требованием от 08.09.03 N 21/4019 налоговый орган предложил обществу уплатить в срок до 24.09.03 в добровольном порядке 167055,43 руб. недоимки по названному налогу.

Общество не согласилось с указанным требованием и обжаловало его в суд, полагая, что согласно Закону N 110-ФЗ с сентября 2002 года налог на пользователей автомобильных дорог отменен и не подлежит уплате.

Суд, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что в 2002 году налогоплательщики обязаны уплачивать спорный налог, поскольку он является действующим и законно установленным.

Суд кассационной инстанции считает данный вывод суда правильным.

Подпунктом “м“ пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ установлено, что к федеральным налогам относятся налоги, служащие источником образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами
о дорожных фондах в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 и статьей 5 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ одним из источников образования дорожных фондов является налог на пользователей автомобильных дорог.

Таким образом, налог на пользователей автомобильных дорог следует считать установленным и уплата данного налога должна производиться налогоплательщиками на основании статьи 5 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“.

Согласно статье 9 Закона N 110-ФЗ из Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ исключена статья 5.

Статьей 21 Закона N 110-ФЗ установлено, что он вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением ряда норм, которые вводятся в действие в особом порядке.

Так, в соответствии со статьей 21 Закона N 110-ФЗ статья 9 указанного закона вступает в силу с 1 января 2003 года. Следовательно, до 01.01.2003 налог на пользователей автомобильных дорог не отменен.

Этот же вывод следует из статьи 4 Закона N 110-ФЗ, которая оговаривает порядок исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15.01.2003.

Кроме того, статьями 17 и 39 Бюджетного кодекса Российской Федерации регламентировано, что территориальные дорожные фонды относятся к целевым
бюджетным фондам, а доходы территориальных дорожных фондов подлежат учету обособленно в составе доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с приложением N 2 к Федеральному закону “О федеральном бюджете на 2002 год“ доходы от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог являются источником формирования консолидированного бюджета. Согласно статье 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесение изменений и дополнений в законодательство о налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. В Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2002 год“ изменения в части формирования консолидированного бюджета доходами от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не вносились, поэтому налог подлежит уплате.

Данный вывод подтверждается и тем, что в абзаце 4 статьи 20 Закона N 110-ФЗ Правительству Российской Федерации поручено в связи с отменой с 1 января 2003 года налога на пользователей автомобильных дорог предусмотреть выделение из федерального бюджета субвенций.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает несостоятельными доводы, приведенные обществом в кассационной жалобе, и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьями 286, 287 (пунктом 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 04.11.03 и постановление апелляционной инстанции
от 12.01.04 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-9624/03-12 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества “Северодвинский завод дорожных машин“ - без удовлетворения.

Председательствующий

КОЧЕРОВА Л.И.

Судьи

КУЗНЕЦОВА Н.Г.

МАЛЫШЕВА Н.Н.