Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.09.2004, 09.09.2004 по делу N А60-17068/2004-С9 Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности (за исключением задолженности, образовавшейся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации) принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 14 сентября 2004 г. Дело N А60-17068/2004-С9“(дата изготовления в полном объеме)

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Пономаревой О.А. рассмотрел 09.09.2004 в судебном заседании дело по заявлению ФГУП “Свердловскавтодор“ (далее - заявитель) к Межрайонной Инспекции МНС РФ N 9 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконными действий должностных лиц,

при участии в заседании: от заявителя - Новоселовой В.В., юр. (дов. от 01.09.2002 N 13-04-380); от заинтересованного лица - Гордеевой Л.П., гл. инсп. (дов. от 14.01.2004 N 03-4297).

Отводов суду не заявлено. Права разъяснены. Ходатайств и заявлений от лиц, участвующих в деле, не поступило.

Заявитель просит
признать незаконными действия должностных лиц заинтересованного лица, выразившиеся в отказе произвести списание его задолженности в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшейся на 01.01.2001, в общей сумме 2102264 руб. 65 коп. При этом заявитель полагает, что в силу ч. 2 ст. 20 Закона РФ от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах“ (в редакции Закона РФ от 08.12.2003 N 163-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах“) указанная задолженность является безнадежной к взысканию в силу причин экономического, социального и юридического характера и должна быть списана заинтересованным лицом в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 12.02.1001 N 100 “О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам“.

Заинтересованное лицо отзыв на заявление представило, требования заявителя отклонило со ссылкой на правомерность отказа в списании вышеназванной задолженности в связи с отсутствием утвержденного Правительством РФ Порядка списания безнадежной к взысканию задолженности в государственные социальные внебюджетные фонды. Представитель заинтересованного лица в судебном заседании сослался на тот факт, что указанная задолженность не является безнадежной к взысканию.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, суд установил следующее.

Согласно п. 4 ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ (в редакции Федерального закона от 24.03.2001 N 33-ФЗ) взыскание недоимки, пеней и штрафов в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшейся на 01.01.2001,
осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

В соответствии ч. 2 ст. 20 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 08.12.2003 N 163-ФЗ) задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 01.01.2001, начисленным пеням и штрафам, взыскание которых оказалось невозможным в силу причин экономического, социального и юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно ст. 59 НК РФ, недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального и юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном: по федеральным налогам и сборам - Правительством РФ, по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

12.02.2001 Правительством РФ принято Постановление N 100 “О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по федеральным налогам и сборам“.

Пунктом 1 данного Постановления установлено, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам в случае:

а) ликвидации организации в соответствии с законодательством РФ;

б) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)“ в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;

в) смерти или объявления умершим физического лица - по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов - в размере, превышающем стоимость наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.

Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности (за исключением задолженности, образовавшейся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации)
принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика (п. 2 Постановления Правительства РФ от 12.02.2001 N 100).

Письмом от 18.02.2004 N 368/213 заявитель обратился к заинтересованному лицу с ходатайством о списании имеющейся у его филиала - Туринского ДРСУ - по состоянию на 01.01.2001 задолженности по страховым взносам и пеням в государственные социальные внебюджетные фонды в сумме 2102264 руб. 65 коп.

Письмом заинтересованного лица от 16.03.2004 N 03-1454 заявителю отказано в списании указанной задолженности в связи с отсутствием установленного Правительством РФ порядка списания данной недоимки и задолженности по пеням. Постановление Правительства РФ от 12.02.2001 N 100, по мнению заинтересованного лица, к данным отношениям применено быть не может, поскольку устанавливает порядок признания безнадежными и списания недоимки и задолженности по пеням исключительно по федеральным налогам и сборам.

В соответствии с п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Согласно п. 2 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах суд полагает, что заявителю неправомерно отказано признании безнадежной и списании образовавшейся
по состоянию на 01.01.2001 задолженности по страховым взносам и пеням в государственные социальные внебюджетные фонды в сумме 2102264 руб. 65 коп.

Ссылка заявителя на правомерность отказа в списании указанной задолженности в связи с отсутствием установленного вышеназванным Постановлением Правительства РФ единственного основания списания недоимки и задолженности по пеням в отношении юридических лиц - ликвидации организации в соответствии с законодательством РФ - судом во внимание не принимается, поскольку данное основание не является единственным в силу положений ст. 59 НК РФ, согласно которым списанию подлежит недоимка и задолженность по пеням безнадежная к взысканию по причинам экономического, социального и юридического характера.

Доказательств того, что задолженность филиала заявителя - Туринского ДРСУ - по состоянию на 01.01.2001 задолженности по страховым взносам и пеням в государственные социальные внебюджетные фонды в сумме 2102264 руб. 65 коп. не является безнадежной к взысканию суду не представлено.

Согласно ответам Региональных государственных социальных внебюджетных фондов на запрос заинтересованного лица, направленный в соответствии с определением суда от 15.07.2004, справке заинтересованного лица от 08.09.2004 N 02-5304, меры принудительного взыскания указанной задолженности не принимались.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.10.2003 по делу N А60-24555/2003-С9 ГУ “Управление Пенсионного фонда РФ по Туринскому району Свердловской области“ отказано во взыскании 1675695 руб. 13 коп., в т.ч. задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ, образовавшейся по состоянию на 01.01.2001 - 1018118 руб. и пеней за просрочку уплаты взносов по состоянию на 31.12.2002 - 657577 руб. 13 коп.

Таким образом, требования заявителя являются правомерными и подлежат удовлетворению в силу положений п. 2 ст. 201 АПК РФ.

В порядке распределения судебных
расходов госпошлина по заявлению в сумме 1000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

требования ФГУП “Свердловскавтодор“ удовлетворить. Признать незаконными действия должностных лиц Межрайонной Инспекции МНС РФ N 9 по Свердловской области, выразившиеся в отказе произвести списание образовавшейся по состоянию на 01.01.2001 задолженности в государственные социальные внебюджетные фонды в сумме 1102264 руб. 65 коп.

Обязать Межрайонную Инспекцию МНС РФ N 9 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФГУП “Свердловскавтодор“ - произвести списание образовавшейся по состоянию на 01.01.2001 задолженности в государственные социальные внебюджетные фонды в сумме 1102264 руб. 65 коп.

Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину по заявлению в сумме 1000 руб., уплаченную платежным поручением от 09.06.2004 N 3318.

Данное решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные ст. 259, 260, 275 - 277 АПК РФ.

Судья

ПОНОМАРЕВА О.А.