Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.08.2004 по делу N А60-24074/2004-С5 Осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации влечет наложение административного штрафа.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 августа 2004 г. Дело N А60-24074/2004-С5“(дата изготовления)

Судья Арбитражного суда Свердловской области Сабирова М.Ф. в судебном заседании 23, 24 августа 2004 года рассмотрела дело по заявлению ОАО “Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение“ к Межрайонной ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области, Управлению МНС РФ по Свердловской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности и решения по делу об административном правонарушении,

при участии: от заявителя - юрисконсульт Зайцев Д.Г., доверенность N 14/31 от 23.01.2004, ыдан 23.07.2001; от заинтересованного лица - 1. Межрайонная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области - старший госналогинспектор Старков Максим Владимирович,
доверенность 04-09/01 от 05.01.2004, удостоверение 131671, Ф.И.О. доверенность 04-11 от 23.08.2004, удостоверение 212742; 2. Управление МНС РФ по Свердловской области - налоговый инспектор Ф.И.О. удостоверение 133927, доверенность N 09-15113 от 28.01.2004, Ф.И.О. главный госналогинспектор, удостоверение 13521, доверенность 09-15139 от 19.08.2004.

Ведение протокола судебного заседания осуществлялось судьей.

Отводов составу суда, секретарю не заявлено. Процессуальные права лиц, участвующих в деле, разъяснены.

Заявителем заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования. Суд, руководствуясь абз. 2 ч. 2 ст. 208 АПК РФ, восстановил срок подачи заявления об оспаривании постановления Межрайонной ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области.

Заинтересованными лицами заявлено ходатайство о предоставлении заявителем для обозрения оригиналов документов, копии которых приложены к заявлению в обоснование заявленных требований. Ходатайство удовлетворено. Суду и заинтересованным лицам заявителем предоставлены для обозрения оригиналов документов, копии которых приложены к заявлению в обоснование заявленных требований.

Межрайонной инспекцией и Управлением заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела копии ГТД 10509000/130302/0000828, которая была представлена заявителем при проведении проверки. Представитель ОАО “Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение“ возражений не заявил. Ходатайство судом удовлетворено.

ОАО “Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Межрайонной ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области, Управлению МНС РФ по Свердловской области с требованиями о признании незаконными и отмене постановления Межрайонной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области от 01.07.2004 по делу об административном правонарушении N 01.19-4 и решения Управления МНС РФ по Свердловской области от 23.07.2004 по делу об административном правонарушении N 01.19-4 о привлечения ОАО “ВСМПО“ к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
за нарушение сроков поступления валютной выручки по контракту N 8406511Т от 25.12.2000, заключенному ОАО “ВСМПО“ с фирмой “СВ Металс“ (США). При этом заявитель ссылается на то, что оспариваемое постановление не соответствуют действующему законодательству и нарушает его законные права и интересы.

Межрайонная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области и Управление МНС РФ по Свердловской области требования не признали, ссылаясь на законность вынесенных постановления и решения.

Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон, суд установил следующее.

ОАО “ВСМПО“ заключен экспортный контракт N 8406511Т от 25.12.2000 на поставку товаров.

Валютная выручка за отгруженный по ГТД N 10509000/130302/0000782 и N 10509000/130302/0000828 товар во исполнение вышеназванного контракта поступила с нарушением установленных законодательством сроков, более чем на 90 дней.

В соответствии с положениями статьей 1, 6 Закона Российской Федерации от 09.10.1992 N 3615-1 “О валютном регулировании и валютном контроле“ предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров, а равно работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности относится к валютным операциям, связанным с движением капитала, которые осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.

По мнению Межрайонной ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области, в действиях ОАО “ВСМПО“ имеются признаки нарушения требований пункта 2 статьи 6 вышеупомянутого Закона Российской Федерации от 09.10.1992 N 3615-1, выразившиеся в осуществлении валютных операций, связанных с движением капитала, без специального разрешения.

Часть 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с
использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.

В соответствии с протоколом об административном правонарушении N 01.19-4 от 10.03.2004 и актом налоговой проверки N 96 от 10.03.2004, составленных налоговым органом, вынесено постановление N 01.19-4 от 01.07.2004 о привлечении ОАО “ВСМПО“ к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 100% от суммы незаконной валютной операции (сумма операции составила 72188 долл. США) за нарушение пункта 10 “г“ статьи 1, пункта 9 “а“, пункта 13 статьи 1 Закона Российской Федерации “О валютном регулировании и валютном контроле“, пунктов 1, 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.09.2002 N 699 “О порядке выдачи резидентам разрешений на отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности)“. Решением Управления МНС РФ по Свердловской области сумма штрафа уменьшена до 0,1 размера суммы незаконной валютной операции.

Материалами проверки, проведенной Межрайонной ИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области, выявлено, что валютная выручка в сумме 72188 долл. (2095430 рублей) от экспорта товаров по вышеуказанному контракту от 25.11.2000 поступала на валютный счет заявителя по истечении 90-дневного срока исполнения текущих валютных операций. При этом разрешение на отсрочку платежа от ЦБ РФ или Минфина РФ в соответствии с Правилами выдачи резидентам разрешений на отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ
N 699 от 24.09.2002, заявителем не было получено, и за получением такого разрешения ОАО “ВСМПО“ не обращалось.

Согласно контракту, по указанным выше декларациям экспортирован 24.11.2003 товар - электроды из титанового сплава.

При проведении проверки налоговым органам по ГТД 10509000/130302/0000828 была представлена копия ГТД, согласно которой обществом вывезен товар весом брутто 13720 (нетто 13085) на сумму 109099 долл. США, однако в доказательство фактической отгрузки к указанной декларации были приложены и иные документы, подтверждающие, что фактически по этой декларации вывезено товара - 12417 кг, стоимостью 98995 долл. США. В судебном заседании указанное обстоятельство подтверждено обществом документально (товарно-транспортные накладные, упаковочные листы, приемный акт, счета-фактуры, поручения на отгрузку и приложения к ним), а также представлена Главная копия ГТД с отметками таможни о фактической поставке товара: 90 кг - 15.04.2002, 8896 кг - 04.08.2002, 3458 кг - 24.11.2003, общим весом 12417 кг.

При проведении проверки налоговым органам по ГТД 10509000/130302/0000782, согласно которой обществом вывезен товар весом 7174 кг на сумму 53249 долл. США. Стоимость товара за один кг подтверждается документально: счетами-фактурами и упаковочными листами. Однако в доказательство фактической стоимости указанные документы, хотя и прикладывались при проведении проверки налоговой инспекцией, письменных пояснений общество не представляло, а без указанных пояснений налоговые органы были лишены возможности правильно установить стоимость одного кг товара, поставленного по этой ГТД, что привело к завышению суммы задолженности контрагента ОАО “ВСМПО“ на 27 долл. США, указанное обстоятельство установлено судом.

Налоговым органом было признано поступление валютной выручки по указанным ГТД в сумме 90160 долл. США в установленный срок, а выручки в сумме 72188 долл. США - с нарушением сроков
исполнения текущих валютных операций (на день вынесения постановления): суммы 572,5 долл. США на 513 дней, суммы 71615,5 долл. США на 38 дней.

Таким образом, судом установлена обоснованность привлечения ОАО “ВСМПО“ к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение сроков поступления валютной выручки по контракту N 8406511Т от 25.12.2000, заключенному ОАО “ВСМПО“ с фирмой “СВ Металс“ (США).

Однако налоговой инспекцией неверно рассчитана сумма незаконной валютной операции. Кроме того, ОАО “ВСМПО“ привлекается налоговым органом к ответственности за совершение двух административных правонарушений: за незаконную валютную операцию по ГТД 10509000/130302/0000782 и по ГТД 10509000/130302/0000828, следовательно, в силу ст. 4.4 КоАП РФ административное наказание должно назначаться за каждое совершенное административное правонарушение. При назначении наказания налоговый орган исходил из общей суммы по двум ГТД: 71615,5 долл. США, чем нарушена норма ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ. Согласно ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции.

Не основан на законе и материалах дела довод ОАО “ВСМПО“ об отсутствии в его действиях объективной стороны вменяемого административного правонарушения. При этом заявитель указывает, что задержка поступления валютной выручки являлась результатом недобросовестности иностранного контрагента.

Между тем, объективную сторону вменяемого ему правонарушения образует осуществление валютной операции без специального разрешения, если такое разрешение обязательно.

Как видно из материалов дела, получение разрешения на валютную операцию, связанную с движением капитала, являлось обязательным и в ситуации задержки платежа иностранным контрагентом.

В силу пункта 3 раздела 1 Правил выдачи разрешений на отсрочку платежа
на срок более 90 дней по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) отсрочка платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров допускается только при наличии разрешения.

Обязательность получения обществом разрешения в описываемой ситуации усматривается из толкования пункта 5 раздела II Правил.

Как следует из пункта 5, заявление резидента на получение отсрочки платежа предоставляется, в частности, по отдельным валютным операциям в связи с изменением сроков расчетов по контракту - до истечения отсрочки платежа, не требующего получения разрешения.

Следовательно, ОАО “ВСМПО“ обязано было обратиться за разрешением на отсрочку платежа, при этом, по смыслу названного пункта, в том числе и в связи с изменением фактических сроков расчета по контракту из-за действий иностранного партнера (и в случае отсутствия в контракте условия об отсрочке платежа).

При таких условиях объективная сторона правонарушения, а также вина ОАО “ВСМПО“ в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (неполучение разрешения уполномоченного органа на отсрочку платежа по экспорту товара), доказаны.

Согласно материалам дела, постановление о привлечении к административной ответственности в отношении ОАО “ВСМПО“ по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ вынесено 1 июля 2004 года, решение Управления вынесено 23 июля 2004 года, общество привлечено к ответственности за нарушение пункта 10 “г“ статьи 1, пункта 9 “а“, пункта 13 статьи 1 Закона Российской Федерации “О валютном регулировании и валютном контроле“, пунктов 1, 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.09.2002 N 699 “О порядке выдачи резидентам разрешений на отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности“). Однако на момент привлечения к
ответственности и рассмотрения дела в суде действует вступивший в силу Федеральный закон N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ от 10.12.2003 (в соответствии со ст. 4, 6 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания“ вступает в силу с 16 июня 2004 г.).

Закон N 173-ФЗ полностью заменил действовавший Закон РФ от 09.10.1992 N 3615-1. С 16.06.2004 прекращена выдача разрешений (лицензий) на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала. В Законе содержится исчерпывающий перечень операций, по которым Правительство РФ и Центральный банк РФ вправе устанавливать ограничения.

Закон N 173-ФЗ внес изменения в перечень валютных ценностей. Новый Закон кардинально изменил подход к классификации валютных операций. Закон 1992 г. установил перечень “текущих операций“, совершаемых без ограничений, относя все прочие к “операциям, связанным с движением капитала“ (так называемым “капитальным“). Порядок совершения последних регламентировался Центральным Банком России и в большинстве случаев предусматривает необходимость получения разрешения (лицензии) на осуществление валютной операции.

Закон N 173-ФЗ не знает подобной классификации валютных операций (хотя понятие “валютные операции движения капитала“ все же используется в его ст. 7 и 8). Установлено общее правило, согласно которому все валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, если сам Закон N 173-ФЗ прямо не предусматривает иное.

С 16.06.2004 для осуществления валютной операции не нужно получать какое-либо разрешение. Закон N 173-ФЗ закрепляет два вида возможных ограничений, распространяющихся на осуществление той или иной валютной операции, - резервирование и режим специального счета.

С этого момента отменяются все валютные ограничения операций между резидентами и нерезидентами, кроме
требования о репатриации валютной выручки (т.е. обязательном перечислении ее на счета в уполномоченных банках) (ч. 3 ст. 26 Закона).

В силу ст. 54 Конституции РФ подлежит применению новый закон в случае, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, в соответствии с п. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу, и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Устранение обязанности получать лицензию на отсрочку платежа означает и невозможность привлечения к ответственности, поскольку в этом случае отсутствует событие административного правонарушения.

Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

требования ОАО “Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение“ удовлетворить.

Признать незаконными и отменить постановление Межрайонной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области от 01.07.2004 по делу об административном правонарушении N 01.19-4 и решение Управления МНС РФ по Свердловской области от 23.07.2004 по делу об административном правонарушении N 01.19-4 о привлечения ОАО “ВСМПО“ к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение сроков поступления валютной выручки по контракту N 8406511Т от 25.12.2000, заключенному ОАО “ВСМПО“ с фирмой “СВ Металс“ (США).

Возвратить ОАО “ВСМПО“ уплаченную госпошлину, поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Решение вступает в
законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Судья

САБИРОВА М.Ф.