Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.03.2004 N А56-24941/03 Налоговая инспекция правомерно отказала в возврате предпринимателю суммы НДС, уплаченной в период применения упрощенной системы налогообложения, указав, что спорная сумма налога не является излишне уплаченной, поскольку получена предпринимателем с покупателей товаров (работ, услуг) в составе их стоимости.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 марта 2004 года Дело N А56-24941/03“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Малышевой Н.Н., Никитушкиной Л.Л., при участии от индивидуального предпринимателя Ф.И.О. - Тимошенко С.Ю. (доверенность от 25.08.2003), от Инспекции по Красногвардейскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу Семиной Г.В. (доверенность от 16.12.2003 N 15/23960), рассмотрев 23.03.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по Красногвардейскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу на решение от 02.10.2003 (судья Галкина Т.В.) и постановление апелляционной инстанции от 29.12.2003 (судьи Петренко Т.И., Звонарева Ю.Н., Шульга
Л.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-24941/03,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Ф.И.О. обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (после уточнения требований) о признании недействительным решения Инспекции по Красногвардейскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) от 28.07.2003 N 09/13087 и возложении на налоговый орган обязанности возвратить предпринимателю из бюджета 6946644 руб. излишне уплаченного налога на добавленную стоимость.

Решением суда от 02.10.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.12.2003, требования предпринимателя удовлетворены полностью.

В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и отказать предпринимателю в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, перечисленный предпринимателем в 2001 году налог на добавленную стоимость в сумме 6946644 руб. не является излишне уплаченным.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Долгобородова С.И. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Территориальным управлением Красногвардейского района Санкт-Петербурга 04.11.2000 (свидетельство от 04.11.2000 N 4) и в 2001 году осуществляла торгово-закупочную и посредническую деятельность.

В период с 01.01.2001 по 31.12.2001 предприниматель применял упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с чем на основании патента уплачивал единый налог с совокупного дохода.

В то же время
при реализации товаров Долгобородова С.И. увеличивала их стоимость на сумму налога на добавленную стоимость и выставляла покупателям счета-фактуры, выделяя в них соответствующую сумму налога отдельной строкой.

Полученные от покупателей в составе цены суммы налога на добавленную стоимость предприниматель перечислял в бюджет. Общая сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная предпринимателем в 2001 году, составила 6946644 руб.

Руководствуясь постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П, которым признана не соответствующей статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации норма пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства“, поскольку по смыслу, придаваемому данной норме последующим правовым регулированием и сложившейся на его основе правоприменительной практикой, она не освобождает индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, от уплаты налога на добавленную стоимость и налога с продаж, предприниматель 07.07.2003 обратился в налоговую инспекцию с заявлением о возврате 6946644 руб., считая указанную сумму налога излишне уплаченной.

Решением от 28.07.2003 N 09/13087 налоговый орган отказал Долгобородовой С.И. в возврате указанной суммы налога на добавленную стоимость, указав, что постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П, на которое ссылается предприниматель, вступает в силу после провозглашения и обратной силы не имеет.

Считая отказ налоговой
инспекции в возврате налога на добавленную стоимость незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции от 28.07.2003 N 09/13087 и возложении на налоговый орган обязанности возвратить предпринимателю из бюджета 6946644 руб. излишне уплаченного налога.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования предпринимателя, признав обоснованной ссылку заявителя на Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П.

Кассационная инстанция считает решение и постановление судов подлежащими отмене по следующим основаниям.

Согласно статье 18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства относится к специальным налоговым режимам, которые представляют собой особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства“ применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие этого Федерального закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные
социальные внебюджетные фонды.

На предпринимательскую деятельность субъектов малого предпринимательства с момента их перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности не распространяется общая система налогообложения, элементом которой является налог на добавленную стоимость.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.

В силу пункта 1 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.

Согласно пункту 4 статьи 168 НК РФ в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.

Таким образом, из указанных норм следует, что организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, не вправе увеличивать цену товаров (работ, услуг) на величину налога на добавленную стоимость и получать его от покупателей.

Как видно из материалов дела, в период спорных правоотношений предприниматель при реализации товаров увеличивал их стоимость на сумму налога на добавленную стоимость и выставлял покупателям счета-фактуры, выделяя в них соответствующую сумму налога отдельной строкой. Полученные от покупателей суммы налога
на добавленную стоимость предприниматель перечислял в бюджет.

При таких обстоятельствах уплаченный предпринимателем в 2001 году налог на добавленную стоимость в сумме 6946644 руб. не является излишне перечисленным в бюджет и получен Долгобородовой С.И. как косвенный налог от покупателей товаров (работ, услуг) в составе их стоимости, и налоговая инспекция правомерно отказала предпринимателю в возврате указанной суммы налога.

С учетом изложенного у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали правовые основания для признания недействительным решения налоговой инспекции от 28.07.2003 N 09/13087 и возложения на налоговый орган обязанности возвратить предпринимателю из бюджета 6946644 руб. налога на добавленную стоимость, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 02.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 29.12.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-24941/03 отменить.

В удовлетворении заявления индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. отказать.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Ф.И.О. 40 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.

Председательствующий

ДМИТРИЕВ В.В.

Судьи

МАЛЫШЕВА Н.Н.

НИКИТУШКИНА Л.Л.