Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 27.02.2003 N 23-о03-1 Приговор по делу об участии в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом, и обороте огнестрельного оружия и боеприпасов к нему оставлен без изменения, так как юридическая оценка действиям осужденного дана в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, наказание назначено соразмерно содеянному и данным о личности виновного.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 февраля 2003 г. N 23-о03-1

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Ермилова В.М.,

судей Ламинцевой С.А., Бурова А.А.

рассмотрела в судебном заседании от 27 февраля 2003 года кассационную жалобу адвоката Тимиргаевой Л.А. и осужденного Д. на приговор Верховного Суда Чеченской Республики от 25 декабря 2002 года, по которому

Д., <...>, несудимый,

осужден по ст. 208 ч. 2 УК РФ на 3 года лишения свободы; по ст. 222 ч. 1 УК РФ - на 3 года лишения свободы.

На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений окончательно ему назначено 6 (шесть) лет лишения свободы
в исправительной колонии общего режима.

По ст. 205 ч. 3, ст. 317, ст. 111 ч. 3 п. “а“, ст. 162 ч. 3 п. п. “а“, “б“ УК РФ он оправдан за непричастностью к совершению указанных преступлений.

Заслушав доклад судьи Ламинцевой С.А., объяснения адвоката Тимиргаевой Л.А. по доводам ее жалобы, мнение прокурора Хорлиной И.Б. об оставлении приговора без изменения, Судебная коллегия

установила:

Д. признан виновным в том, что участвовал в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом, а также в незаконных приобретении, хранении, ношении огнестрельного оружия и боеприпасов к нему.

Преступления совершены в 2002 году в Чеченской Республике.

В судебном заседании Д. виновным себя признал частично.

В кассационной жалобе адвокат Тимиргаева Л.А. и осужденный Д. просят изменить приговор и смягчить Д. наказание до пределов, не связанных с лишением свободы. Они ссылаются на то, что у Д. не было намерения участвовать в незаконных вооруженных формированиях, пошел туда только для поисков брата; что Д. способствовал раскрытию преступлений; что у него на иждивении двое малолетних детей. По мнению адвоката из приговора необходимо исключить указание о том, что Д. незаконно приобрел, хранил и носил огнестрельное оружие в виде гранатомета, поскольку гранатомет не найден и по нему не проведена баллистическая экспертиза. Дополнительно они ссылаются на то, что Д. ранее не судим, характеризуется положительно, что его жена беременна. Адвокат считает, что совокупность этих обстоятельств дает основания для применения к Д. правил ст. 64 УК РФ.

Прокурор Амхаев Ш.Ш. принес возражения на жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, Судебная коллегия находит приговор обоснованным.

Вывод суда о виновности Д. в содеянном основан на исследованных в судебном заседании доказательствах, анализ
и оценка которым даны в приговоре.

Вина Д. в совершении преступлений, за которые он осужден, подтверждается его собственными показаниями по обстоятельствам дела, в которых он не отрицал тех фактов, что в апреле 2002 года пошел в горы к незаконным вооруженным формированиям, участвовал в строительстве жилья для боевиков и переносил доставленные продукты. В лагере дали пистолет и гранатомет РПГ-7, они были у него и он обучался стрельбе из гранатомета. В ночь с 3 на 4 июня 2002 года группа направилась в сторону Мартан-чу и при подходе к селу, метрах в 50, ему предложили стоять на дозоре. Группа вошла в село и через некоторое время по рации сообщили: “Уходим“. Он вместе с группой возвратился в горы. Через некоторое время он вернулся домой в село, где узнал, что в ходе перестрелки был убит работник охраны комендатуры. С работниками милиции выезжал на то место, куда сам спрятал гранатомет РПГ-7, но там его не оказалось. Спрятанный им гранатомет был исправен. Спрятал в доме пистолет, и этот пистолет был изъят работниками милиции при обыске, который проводился 15 июня 2002 года.

Свидетели К. и А. на предварительном следствии показали, что 15 июня 2002 года производили обыск в доме Д. В ходе обыска был обнаружен и изъят пистолет и патроны к нему. Тогда же Д. был задержан.

Показания этих свидетелей исследовались судом в порядке ст. 281 УПК РФ.

Показания этих свидетелей признаны судом достоверными, поскольку подтверждаются другими материалами дела, в частности, согласуются с данными протокола обыска от 15 июня 2002 года (т. 1 л.д. 60).

Эти и другие доказательства, на которые суд сослался
в приговоре, опровергают доводы жалоб адвоката и осужденного Д. о том, что он добровольно выдал пистолет.

По заключению судебно-баллистической экспертизы пистолет ПМ является огнестрельным короткоствольным нарезным оружием - пистолетом конструкции Макарова (ПМ) калибра 9 мм. Пистолет технически исправен и к производству стрельбы пригоден; шестнадцать патронов, представленных на исследование, являются боеприпасами, они пригодны к стрельбе.

Эти выводы экспертов не вызвали сомнений у суда.

Гранатомет РПГ-7 не найден, но по делу бесспорно установлено, что Д. приобрел, хранил и носил его и он был в исправном состоянии.

Обстоятельства дела органами следствия и судом исследованы всесторонне, полно, объективно.

Все возможные версии проверены и получили оценку в приговоре.

В соответствии с фактическими обстоятельствами дела, установленными в судебном заседании, действиям Д. дана правильная юридическая оценка.

Оснований для применения примечания к ст. 208 УК РФ судом не установлено.

Наказание Д. назначено соразмерно содеянному и данным о личности виновного.

Оснований для смягчения Д. наказания, в том числе с применением ст. 64 УК РФ, не имеется.

Не находя поводов для изменения приговора, как об этом ставится вопрос в жалобах, руководствуясь ст. ст. 377, 378, 388 УПК РФ, Судебная коллегия

определила:

приговор Верховного Суда Чеченской Республики от 25 декабря 2002 года в отношении Д. оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий

В.М.ЕРМИЛОВ

Судьи

С.А.ЛАМИНЦЕВА

А.А.БУРОВ