Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 20.11.2003 N 22-Г03-16 Дело по жалобе на постановление избирательной комиссии о признании избранным депутатом Парламента Республики Северная Осетия - Алания направлено на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием судом обстоятельств дела и существенным нарушением норм процессуального права.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 ноября 2003 года

Дело N 22-Г03-16

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

судей Маслова А.М.,

Меркулова В.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по жалобе Б.Т. на действия Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия - Алания по кассационной жалобе Б.Т. на решение Верховного суда Республики Северная Осетия - Алания от 5 сентября 2003 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Маслова А.М., объяснения представителя Б.Т. - С.Ж., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия - Алания С.Б. и заинтересованного лица Г., просивших решение оставить без изменения, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение отменить и дело направить на новое рассмотрение, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

по итогам повторного голосования по выборам депутата Парламента Республики Северная Осетия - Алания по Рамоновскому избирательному округу N 7, которые состоялись 1 июня 2003 г., окружная избирательная комиссия признала избранным депутатом Парламента Республики Северная Осетия - Алания Б.Т.

В связи с жалобами Г. и члена участковой избирательной комиссии N 37 с правом совещательного голоса М. Центральная избирательная комиссия Республики Северная Осетия - Алания приняла решение о повторном подсчете голосов на избирательном участке N 37 и постановлением от 13 июня 2003 г. N 91/311 признала результаты повторного голосования по Рамоновскому избирательному округу N 7 на избирательном участке N 37 недействительными, а в целом
по Рамоновскому избирательному округу N 7 повторное голосование - состоявшимся и действительным и признала избранным депутатом Парламента Республики Северная Осетия - Алания Г.

Б.Т. обратился в Верховный суд Республики Северная Осетия - Алания с заявлением, в котором просил об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия - Алания от 13 июня 2003 г. N 91/311, указав, что Центральная избирательная комиссия Республики Северная Осетия - Алания не имела оснований для признания результатов повторного голосования на избирательном участке N 37 недействительными, так как все погашенные избирательные бюллетени были сданы участковой и окружной избирательными комиссиями в ЦИК Республики Северная Осетия - Алания, допущенное представление председателем участковой избирательной комиссии недостоверных сведений не повлияло на волеизъявление избирателей.

Представитель ЦИК Республики Северная Осетия - Алания С.Б. и председатель УИК N 37 Б.Л. просили отказать в удовлетворении заявления Б.Т. Председатель ОИК N 7 О. просила заявление Б.Т. удовлетворить.

Решением Верховного суда Республики Северная Осетия - Алания от 5 сентября 2003 г. заявление Б.Т. об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия - Алания от 13 июня 2003 г. оставлено без удовлетворения.

Б.Т. подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое, которым постановление Окружной избирательной комиссии о признании избранным депутатом Парламента Республики Северная Осетия - Алания Б.Т. признать действительным. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия - Алания, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

Судом
признано, что по протоколу участковой избирательной комиссии N 37 об итогах повторного голосования по выборам депутата Парламента Республики Северная Осетия - Алания 1 июня 2003 г. за кандидата Б.Т. было подано 640 голосов избирателей, за кандидата Г. - 268 голосов избирателей, т.е. за Б.Т. подано на 372 голоса больше, чем за Г. Одновременно установлено, что на участке произошла утрата 372 бюллетеней, которые незаконно были включены в протокол в качестве погашенных. Данное обстоятельство было выявлено Центральной избирательной комиссией Республики Северная Осетия - Алания, по этому основанию итоги голосования по Рамоновскому избирательному округу N 7 на избирательном участке N 37 были признаны недействительными.

Установив приведенные обстоятельства, суд признал постановление Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия - Алания действительным и отверг довод Б.Т. о том, что пропавшие неиспользованные бюллетени не могли быть использованы и повлиять на исход голосования, поскольку доказательств этого представлено не было.

Такой вывод нельзя признать основанным на положениях ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, касающейся распределения обязанностей по доказыванию по делам, возникающим из публичных правоотношений, согласно которой обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт. При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела.

Исходя из приведенной нормы, Центральная избирательная комиссия Республики Северная Осетия - Алания обязана представить доказательства того, что пропавшие неиспользованные бюллетени могли быть использованы и повлиять на исход голосования, что общее число избирателей на участке N 37 менее одной четвертой части от числа избирателей по
Рамоновскому избирательному округу N 7.

Между тем правильное установление данных обстоятельств имеет значение для дела, поскольку пп. “а“ и “б“ п. 9 ст. 70 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ N 67-ФЗ соответствующая комиссия признает итоги голосования, результаты выборов, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума недействительными в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков, участков референдума, списки избирателей, участников референдума на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, участников референдума, внесенных в списки избирателей, участников референдума на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе, округе референдума.

С учетом приведенных норм нельзя признать решение Верховного суда Республики Северная Осетия - Алания законным и обоснованным. Кроме того, судом не проверялись протоколы об итогах голосования, не сверялись контрольные равенства числа бюллетеней, выданных для голосования на избирательном участке N 37, и числа бюллетеней, изъятых из урн. Не проверив данные обстоятельства, суд не мог признать правильным вывод Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия - Алания о признании результатов повторного голосования на избирательном участке N 37 недействительными.

Поскольку приведенные существенные нарушения норм процессуального права повлекли вынесение незаконного решения по делу, оно подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, в ходе которого необходимо учесть изложенное выше, разрешить дело с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного суда Республики Северная Осетия - Алания от 5 сентября 2003 г. отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.