Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 25.02.2003 N 20-Впр03-6 Дело по жалобе о признании неправомерными действий сотрудников таможни направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи с неправильным применением судом норм материального права, поскольку порядок таможенного оформления транспортных средств, происходящих из третьих стран и выпущенных на территории Республики Беларусь для свободного обращения, а затем перемещаемых на территорию РФ, предусматривает внесение таможенных платежей в федеральный бюджет РФ.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 февраля 2003 года

Дело N 20-Впр03-6

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Лаврентьевой М.Н.,

судей Макарова Г.В.,

Хаменкова В.Б.

рассмотрела в судебном заседании от 25 февраля 2003 г. гражданское дело по жалобе А.Р.С. о признании неправомерными действий сотрудников Дагестанской таможни по протесту Заместителя Генерального прокурора РФ на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 5 ноября 2001 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 19 декабря 2001 г. и постановление Президиума этого же суда от 5 сентября 2002 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Макарова Г.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., поддержавшей доводы протеста, Судебная коллегия

установила:

А.Р.С. обратился в суд с жалобой о признании неправомерными действий сотрудников Дагестанской таможни, выразившихся в задержании автомобиля марки “БМВ 520с“ <...>, принадлежащего его брату А.М.С. на праве собственности, управляемого им по доверенности А.М.С., и о возмещении ущерба, ссылаясь на то, что Дагестанская таможня неправомерно потребовала проведения таможенного оформления автомобиля, который был выпущен в свободное обращение на территории Республики Беларусь и ввезен на территорию Российской Федерации в феврале 1999 г.

Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 4 мая 2001 г. в удовлетворении жалобы А.Р.С. и требований о возврате автомобиля и возмещении ущерба отказано.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 12 сентября 2001 г. решение суда в части требований о возмещении ущерба оставлено без изменений, в
остальной части отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.

В результате нового рассмотрения решением суда от 5 ноября 2001 г., оставленным без изменений определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 19 декабря 2001 г., жалоба А.Р.С. удовлетворена.

Постановлением президиума Верховного суда Республики Дагестан от 5 сентября 2002 г. судебные постановления оставлены без изменений, протест в порядке надзора прокурора Республики Дагестан - без удовлетворения.

В протесте, внесенном в Судебную коллегию Верховного Суда РФ, ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений по мотиву того, что они вынесены при неправильном применении норм материального права.

Проверив материалы дела и обсудив доводы протеста, Судебная коллегия находит его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Удовлетворяя жалобу, суд руководствовался п. 1 Постановления Правительства РФ от 23 июня 1995 г. N 583 “О мерах по реализации Указа Президента РФ от 25 мая 1995 г. N 525 “Об отмене таможенного контроля на границе РФ с РБ“ и пришел к выводу, что автомобиль А.М.С., выпущенный в свободное обращение на территории Республики Беларусь, не подлежал повторному таможенному оформлению при его ввозе на территорию Российской Федерации в феврале 1999 г.

При рассмотрении дела в кассационном и надзорном порядке суд указал, что на момент ввоза спорного автомобиля таможенный контроль и таможенное оформление товаров, происходящих с территории Республики Беларусь или выпущенных на ее территории для свободного обращения, перемещаемых через границу Российской Федерации, были отменены.

Такие суждения не соответствуют нормам материального права.

При вынесении решения суд не учел, что Соглашением о Таможенном союзе между Российской Федерации и Республикой Беларусь от 6 января 1995 г. лишь предполагалось формирование
единой таможенной территории Российской Федерации и Республики Беларусь.

Согласно Постановлению Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 4 июля 2000 г. по делу N 53пв-2000 применение указанного Соглашения не может осуществляться по принципу прямого действия, без учета других норм Соглашения, регулирующих вопросы создания единой таможенной территории, установления и применения в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов, унификации законодательства и т.д.

По обоснованному утверждению Дагестанской таможни, до настоящего времени единая таможенная территория не сформирована, поскольку ее формирование обусловлено выполнением всех мероприятий, предусмотренных первым этапом формирования Таможенного союза (п. 4 ст. 2 Соглашения), которые не реализованы.

Согласно Решению Высшего Совета Союза Беларуси и России от 28.04.99 N 2 “О завершении формирования единого таможенного пространства“ единая таможенная территория образована только в отношении товаров гражданского назначения, происходящих с территории России и Беларуси.

По Договору о создании Союзного государства от 08.12.99 формирование единого таможенного пространства намечено было завершить к 2002 году (п. 6 Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства).

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 1995 г. N 583 в редакции от 22 августа 2000 г. N 619 таможенный контроль на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь отменен лишь в отношении товаров, происходящих из Российской Федерации или из Республики Беларусь.

Таким образом, транспортные средства, происходящие из третьих стран и выпущенные на территории Республики Беларусь для свободного обращения, должны перемещаться через таможенную границу в соответствии с таможенными режимами, предусмотренными Таможенным кодексом РФ.

Одним из условий помещения товаров под режим выпуска товаров для свободного обращения является
уплата в отношении них таможенных пошлин и внесение иных платежей, предусмотренных национальным законодательством.

В частности, на период создания общего таможенного пространства Российской Федерации и Республики Беларусь порядок таможенного оформления товаров, в том числе транспортных средств, происходящих с территории третьих стран и выпущенных в свободное обращение на территории Республики Беларусь, а затем перемещаемых на территорию Российской Федерации, регулируется указанием Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 28 ноября 1996 г. N 01-14/1310 “О таможенном оформлении товаров“, предусматривающим внесение таможенных платежей в федеральный бюджет Российской Федерации.

В связи с этим доводы заявителя о выпуске автомобиля для свободного обращения в Республике Беларусь и праве на перемещение этого автомобиля на территорию Российской Федерации в феврале 1999 г. без таможенного оформления являются несостоятельными.

Указанные заявителем обстоятельства не означают и не влекут свободу дальнейшего движения товара на территорию Российской Федерации.

Спорный автомобиль был вывезен с территории Республики Беларусь, где прошел таможенное оформление этого государства, поэтому требования Дагестанской таможни о полном таможенном оформлении автомобиля на территории Российской Федерации являются правомерными, задержание автомобиля в связи с отказом от выполнения законных требований - обоснованным.

Выдача паспорта на спорный автомобиль органами ГИБДД Республики Дагестан в данном случае не имеет правового значения, поскольку не свидетельствует о том, что автомобиль прошел процедуру таможенного оформления в установленном порядке.

Постановка транспортного средства на учет в органах ГИБДД МВД не исключает необходимость его таможенного оформления.

В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду “на основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 329, 330 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила“.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 329, 330
ГПК РСФСР,

определила:

решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 5 ноября 2001 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 19 декабря 2001 г., постановление президиума Верховного Суда Республики Дагестан от 5 сентября 2002 г. отменить, дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.