Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 28.11.2003 N 49-Г03-134 В удовлетворении заявления о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии, отказавшей в регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы РФ, отказано правомерно, так как непредоставление всех необходимых документов в установленный срок является основанием для отказа в регистрации.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 ноября 2003 года

Дело N 49-Г03-134

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Лаврентьевой М.Н.,

судей Харланова А.В.,

Еременко Т.И.

рассмотрела в судебном заседании от 28 ноября 2003 г. гражданское дело по заявлению Х. о признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии Советского одномандатного избирательного округа N 7 от 31 октября 2003 г. об отказе ему в регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по кассационной жалобе Х. на решение Верховного суда Республики Башкортостан от 12 ноября 2003 г., которым Х. в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., объяснения Х., его представителя М., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителей окружной избирательной комиссии С.А.Е., Г., полагавших решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей решение Верховного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением окружной избирательной комиссии Советского одномандатного избирательного округа N 7 от 31 октября 2003 года N 17 Х. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва.

Отказ в регистрации мотивирован тем, что Х. не были представлены в установленный законом срок сведения об изменениях в данных о кандидате; по результатам проверки 5765 подписей избирателей в поддержку Х. действительными признаны 4400 подписей, что является недостаточным для регистрации.

Х. обратился в суд с заявлением о признании указанного
постановления незаконным и требовал возложить на окружную избирательную комиссию Советского одномандатного избирательного округа N 7 РБ зарегистрировать его кандидатом в депутаты в Государственную Думу Федерального Собрания РФ четвертого созыва, опубликовать информацию о его регистрации в качестве кандидата в депутаты в газете “Республика Башкортостан“.

В обоснование своих требований Х. указал на то, что 23 октября 2003 года его доверенным лицом было представлено в избирательную комиссию письменное уведомление от 22 октября 2003 года о том, что он сменил место работы, срок им не нарушен, поскольку сорок пятый день до дня голосования приходится на 23 октября 2003 года, в числе документов, подаваемых в порядке самовыдвижения, сведения об изменениях не предусмотрены. Согласно ведомости проверки подписей избирателей более 500 подписей были признаны недействительными по причине неполноты данных о сборщике подписей (в частности, отсутствие даты выдачи паспорта у сборщика подписей и его неполный адрес). По мнению заявителя, перечень оснований признания подписей избирателей недействительными, указанный в п. 10 ст. 46 ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“, является исчерпывающим, такое основание, как неполнота данных о сборщике подписей, в нем не предусмотрено.

В дополнении к заявлению указано также на то, что комиссией для проверки подписей избирателей были привлечены эксперты экспертно-криминалистического Центра МВД РБ, которыми было составлено заключение о проведении исследований, на основании которого признано недействительными 595 подписей. Оно не отвечает требованиям, предъявляемым к письменному заключению эксперта, в нем отсутствуют время и место производства почерковедческого исследования; сведения об экспертах; сведения об участниках, присутствовавших при производстве почерковедческого исследования; содержание исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование выводов
по поставленным вопросам. Кроме того, признание избирательной комиссией всех без исключения подписей, указанных в колонке N 2 заключения экспертов, недостоверными, является неправомерным, одна из подписей, выполненных одним лицом, является достоверной, 97 подписей в связи с этим должны быть исключены из числа недействительных. Даты внесения подписей избирателей не могут признаваться недостоверными, поскольку п. 9 ст. 46 ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“ касается подписи избирателя, а не даты. Представленные комиссией документы паспортно-визовой службы не могут рассматриваться в качестве официальных справок органов внутренних дел, поскольку являются факсимильными копиями, не имеют подлинных подписей лица, выдавших их, на них отсутствует оригинальная печать.

Представители избирательной комиссии требования Х. не признали, указывая на то, что сведения об изменениях в данных о кандидате Х. представил 23 октября 2003 года после истечения установленного срока. Данный документ предусмотрен Постановлением ЦИК РФ N 18/125-4 от 16 июля 2003 года, представление его является обязательным. Из всего количества представленных Х. 5765 подписей 1365 оказались недостоверными, а оставшихся подписей оказалось недостаточно для регистрации его кандидатом в депутаты Государственной Думы. Проверка подписных листов проведена рабочей группой. Для установления недостоверности подписей избирателей были привлечены эксперты из ЭКП при МВД РБ, которые выдали письменное заключение. Недостоверность сведений, представленных избирателями, установлена также на основании данных из паспортно-визовых служб.

Решением Верховного суда Республики Башкортостан от 12 ноября 2003 г. Х. в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Х. поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ регистрация кандидатов при наличии составленного в соответствии с п. 2 ст. 33 настоящего Федерального закона заявления кандидата о его согласии баллотироваться по данному избирательному округу и сведений, представленных в соответствии с п. 3 ст. 3 настоящего Федерального закона, а также при наличии необходимого количества собранных в поддержку выдвижения кандидата подписей избирателей осуществляется соответствующей избирательной комиссией. Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 25 процентов.

В соответствии с п. 1 ст. 45 ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ“ для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую избирательную комиссию следующие избирательные документы:

1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей);

2) протокол об итогах сбора подписей избирателей;

3) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с п. 7 и 8 ст. 38, п. 12 и 13 ст. 41 настоящего Федерального закона;

4) первый финансовый отчет кандидата.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 1 октября 2003 года Х. подал в окружную избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться по данному избирательному округу, уведомление о самовыдвижении, сведения о размере и об источниках дохода,
документы, подтверждающие сведения, указанные в заявлении (копии паспорта, трудовой книжки, диплома об образовании, декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2002 год). В этих документах основным местом работы была указана Ассоциация стоматологов РБ, занимаемая должность - президент. 21 октября 2003 года Х. были представлены в комиссию подписные листы, протокол об итогах сбора подписей, первый финансовый отчет. Также установлено судом, что сведения об изменениях в данных о кандидате, а именно: об изменениях основного места работы, занимаемой должности представлены доверенным лицом кандидата в комиссию 23 октября 2003 года.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Федерального закона “О выборах депутатов...“ и согласно постановлению ЦИК РФ “О календарном плане мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва“ от 3 сентября 2003 г. N 23/160-4 срок для представления в окружные избирательные комиссии документов для регистрации кандидатов установлен не ранее 22 сентября 2003 года и не позднее 22 октября 2003 года до 18 часов по местному времени. С учетом этого довод заявителя о том, что сведения об изменениях им были представлены в установленный срок, за 45 дней до голосования, является не правомерным.

Довод заявителя о том, что приказ о назначении Х. на должность главного врача НИИ “Витадент“ был подписан 22 октября 2003 года лишь в 18 часов 30 минут, не свидетельствует о незаконности решения суда.

Из материалов дела видно, что Х. Президентом ассоциации стоматологов Республики Башкортостан на постоянной основе был избран Правлением ассоциации стоматологов Республики Башкортостан 16 октября 2001 г. 17 октября 2003 г. его полномочия Президента ассоциации стоматологов Республики
Башкортостан на постоянной основе были прекращены с указанной даты.

Таким образом, поскольку занимаемая Х. должность является выборной, его полномочия Президента ассоциации на постоянной основе были прекращены 17 октября 2003 г., именно с названной даты фактически произошли изменения в данных о кандидате, которые он обязан был представить в окружную избирательную комиссию 21 октября 2003 г. вместе с другими документами, необходимыми для регистрации.

То обстоятельство, что приказ о назначении Х. на должность главного врача НИИ “Витадент“ был подписан 22 октября 2003 г. в 18 часов 30 мин., не свидетельствует, с учетом указанных выше обстоятельств, о том, что изменения в данных о кандидате произошли с этой даты и нет вины кандидата в несвоевременном представлении изменений в данных о себе.

Довод кассационной жалобы о том, что Х. продолжил работу в качестве Президента ассоциации на общественных началах, также не свидетельствует о незаконности решения суда, поскольку это обстоятельство также подтверждает, что произошли изменения в данных о кандидате.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что последний срок сдачи документов регистрации кандидата в депутаты приходится на 23 октября 2003 г., основана на неправильном толковании Х. закона.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подп 3 п. 8 ст. 47 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а не подп. 3 п. 8 ст. 48.

Согласно подп. 3 п. 8 ст. 48 ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ“ отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для регистрации кандидата, может быть основанием для принятия решения об отказе зарегистрировать кандидата.

При таких обстоятельствах
вывод суда о том, что комиссия вправе была отказать в регистрации кандидата в связи с непредставлением всех необходимых документов в установленный срок, является правильным.

Согласно п. 3, 8 ст. 38 ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата. Проверке могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей. При обнаружении среди проверяемых подписей 25 и более 25 процентов недостоверных и недействительных подписей или недостаточного для регистрации соответствующего кандидата количества достоверных подписей комиссия отказывает в регистрации кандидата.

В силу п. 2 ст. 42 ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“ подписей избирателей в поддержку кандидата должно быть собрано не менее 1 процента от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.

Согласно Федеральному закону “Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва“ от 4 июля 2003 года, на территории Советского одномандатного избирательного округа N 7 зарегистрировано 500048 избирателей, соответственно подписей в поддержку кандидата должно быть собрано не менее 5001.

Судом установлено, что Х. представил 21 октября 2003 года в окружную избирательную комиссию Советского одномандатного избирательного округа N 7 Республики Башкортостан подписные листы, содержащие 5765 подписей избирателей, собранных в его поддержку. Для проверки подписей была сформирована рабочая группа из числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решением окружной избирательной комиссии от 6 октября 2003 года был утвержден порядок проверки 100% подписных листов, представленных
кандидатом. При проверке подписных листов присутствовали представители Х. С.А.Р., М., А. Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов кандидата Х. от 29 октября 2003 года, на основании ведомости проверки подписных листов кандидата Х. и заключения о проведении исследования ЭКЦ МВД РБ, ответов ПВС МВД РБ были признаны недостоверными или недействительными 1365 подписей из представленных и проверенных 5765 подписей.

Суд, исследовав и проанализировав ведомость проверки подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Х., заключение о проведении исследования ЭКЦ МВД Республики Башкортостан, ответы паспортно-визовой службы МВД Республики Башкортостан, другие доказательства, допросив экспертов, по основаниям, изложенным в решении, пришел к обоснованному выводу о том, что избирательной комиссией правомерно признаны недостоверными и недействительными 1174 подписи избирателей, то есть общее количество достоверных и действительных подписей составляет 4591 подпись (5765 1174 = 4591), при необходимых 5001 подписи.

Вывод суда в этой части также мотивирован, соответствует требованиям избирательного законодательства, в частности ст. ст. 44, 46 Федерального закона “О выборах депутатов...“, ст. 37 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.

С доводом кассационной жалобы о том, что письменное заключение эксперта необоснованно положено в основу решения суда, поскольку оно не соответствует требованиям Федерального закона “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации“, согласиться нельзя. Федеральный закон “О выборах депутатов...“ не требует составления письменного заключения эксперта, привлеченного избирательной комиссией для проверки достоверности подписей, в соответствии с требованиями данного Закона. Кроме того, из материалов дела видно, что эксперты допрашивались непосредственно судом и давали пояснения по
возникшим у заинтересованных лиц вопросам. Показания экспертов, данные в судебном заседании, также были оценены и положены в основу решения суда.

Утверждение в кассационной жалобе о том, что эксперт мог дать заключение лишь на основании определения суда, является несостоятельным. По данной категории дел закон не требует составления заключения эксперта исключительно на основании определения суда.

Является несостоятельным и довод кассационной жалобы о том, что избирательной комиссией и судом необоснованно признаны недействительными 451 подпись избирателей в связи с указанием в подписных листах неполных данных сборщика подписей (отсутствие даты выдачи паспорта сборщика подписей, неполный адрес сборщика подписей и т.п.).

Вывод суда в этой части соответствует положениям пунктов 10 и 11 ст. 46 Федерального закона “О выборах депутатов...“, а доводы заявителя основаны на неправильном толковании указанных правовых норм. Недействительными признаются все подписи избирателей, если подписной лист изготовлен с нарушением требований, установленных приложениями 1, 2 и 3 к Федеральному закону “О выборах депутатов...“, то есть если подписной лист изготовлен с нарушением предусмотренной законом формы и с нарушением порядка его заполнения сборщиком или кандидатом в депутаты.

Пункт 12 ст. 46 Федерального закона “О выборах депутатов...“ касается возможности сокращения сведений об избирателе, а не о сборщике подписей, в связи с этим суд вправе был не применять его в отношении сборщика подписей избирателей.

Из материалов дела и решения суда также следует, что судом правильно применен пункт 9 статьи 46 Федерального закона “О выборах депутатов...“.

Нарушений судом норм материального и процессуального права, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного суда Республики Башкортостан от 12 ноября 2003 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Х. - без удовлетворения.