Решения и определения судов

Определение Конституционного Суда РФ от 10.07.2003 N 288-О “Об отказе в принятии к рассмотрению запроса губернатора Чукотского автономного округа о проверке конституционности Закона Чукотского автономного округа “Об органах записи актов гражданского состояния в Чукотском автономном округе

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 июля 2003 г. N 288-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА

ГУБЕРНАТОРА ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА О ПРОВЕРКЕ

КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЗАКОНА ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

“ОБ ОРГАНАХ ЗАПИСИ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ

В ЧУКОТСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ“

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.М. Казанцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ предварительное изучение запроса губернатора Чукотского
автономного округа,

установил:

1. 4 апреля 2000 года был принят и введен в действие Закон Чукотского автономного округа “Об органах записи актов гражданского состояния в Чукотском автономном округе“, наделяющий органы местного самоуправления Чукотского автономного округа государственными полномочиями по образованию органов записи актов гражданского состояния. 1 ноября 2002 года по заявлению прокурора Чукотского автономного округа суд Чукотского автономного округа признал данный Закон противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления судебного решения в законную силу, указав в своем решении, что он противоречит статье 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации, пункту 4 статьи 6 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, пункту 1 статьи 21, пункту 1 статьи 86 и пункту 2 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, где определен порядок финансирования отдельных государственных полномочий, которыми муниципальные образования наделяются законами субъектов Российской Федерации. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2002 года решение суда Чукотского автономного округа было оставлено без изменения.

25 марта 2003 года губернатор Чукотского автономного округа обратился с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации, в котором просит подтвердить конституционность Закона Чукотского автономного округа “Об органах записи актов гражданского состояния в Чукотском автономном округе“ и признать его подлежащим действию вопреки судебным решениям. При этом в запросе не опровергаются доводы о том, что финансирование государственных полномочий органов муниципальных образований Чукотского автономного округа по осуществлению ими записей актов гражданского состояния произведено с нарушением предусмотренного законодательством порядка, - заявитель приводит лишь доводы в пользу целесообразности и законности передачи законом Чукотского автономного округа полномочий
муниципальным образованиям по созданию органов ЗАГС и осуществлению ими записей актов гражданского состояния.

Между тем в решении суда Чукотского автономного округа оспаривалось не право наделения органов местного самоуправления Чукотского автономного округа данными полномочиями, а только законность произвольного определения порядка их финансирования. В частности, как указал суд Чукотского автономного округа, в соответствии с федеральным законодательством обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий является одним из видов расходов и производится исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации; при этом функциональная классификация бюджета субъекта Российской Федерации должна отражать направление бюджетных средств на финансирование отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень; однако, как следует из пункта 1 статьи 10 оспариваемого Закона, финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, формируются за счет средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований и выделяются в бюджете муниципального образования отдельными позициями.

По мнению суда Чукотского автономного округа, факт отсутствия в оспариваемом Законе указания на конкретное направление бюджетных средств, а именно на финансирование переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, уже сам по себе свидетельствует о том, данные расходы не обеспечены из бюджета Чукотского автономного округа. Такой вывод подтверждается и при анализе положений законов Чукотского автономного округа об окружном бюджете на 2000, 2001 и 2002 годы, поскольку в перечень расходов фонда финансовой поддержки муниципальных образований не включены расходы на финансирование государственных полномочий по образованию органов ЗАГСа в муниципальных образованиях и расходы на обеспечение их деятельности. Следовательно, подтвердив право наделения органов местного самоуправления Чукотского автономного округа полномочиями по образованию органов ЗАГС и осуществлению ими записи актов гражданского состояния, суд
Чукотского автономного округа признал вместе с тем оспариваемый Закон противоречащим федеральному законодательству вследствие закрепления в нем произвольного, не основанного на законе, порядка финансирования указанных полномочий. При этом в запросе отсутствует правовое обоснование неконституционности решения суда Чукотского автономного округа в этой части и соответствия оспариваемого Закона Конституции Российской Федерации.

Таким образом, в вопросе о конституционности наделения законами субъектов Российской Федерации органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по образованию органов ЗАГС и осуществлению ими записи актов гражданского состояния отсутствуют разногласия между органами государственной власти Чукотского автономного округа и судом Чукотского автономного округа. Более того, в то время, когда в Конституционном Суде Российской Федерации осуществлялось производство по данному запросу, был принят и введен в действие Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в статьи 4 и 79 Федерального закона “Об актах гражданского состояния“. Согласно новой редакции статьи 4 названного Федерального закона органы местного самоуправления, в том числе сельских поселений, на территориях которых отсутствуют органы записей актов гражданского состояния, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния. При этом органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Следовательно, в этом вопросе отсутствует неопределенность, которая в соответствии со статьей 36 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ является основанием для рассмотрения дела в Конституционном Суде Российской Федерации, а потому данный запрос не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде
Российской Федерации“, Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса губернатора Чукотского автономного округа, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, в соответствии с которыми запрос может быть признан допустимым.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

Конституционный Суд

Российской Федерации