Решения и определения судов

Определение Конституционного Суда РФ от 18.12.2003 N 460-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф.И.О. на нарушение его конституционных прав положениями статьи 6 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда“ и пункта 2 статьи 4 Федерального закона “О статусе военнослужащих

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 декабря 2003 г. N 460-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ

ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА Ф.И.О. br>
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЬИ 6

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О МИНИМАЛЬНОМ РАЗМЕРЕ ОПЛАТЫ ТРУДА“

И ПУНКТА 2 СТАТЬИ 4 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

“О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ“

Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя В.Г. Стрекозова, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина В.Е. Кадацкого вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В жалобе гражданина В.Е. Кадацкого оспаривается конституционность
статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2000 года “О минимальном размере оплаты труда“, изменившей редакцию абзаца третьего пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года “О статусе военнослужащих“ таким образом, что оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих, а не пропорционально увеличению минимального размера оплаты труда в течение года с того срока, с которого федеральным законом устанавливается минимальный размер оплаты труда, как это было предусмотрено предыдущей редакцией статьи 12; пункта 2 статьи 4 Федерального закона “О статусе военнослужащих“, согласно которому правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные данным Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Федеральный закон.

По мнению заявителя, указанные положения ухудшают материальное состояние военнослужащих и противоречат статьям 55 и 104 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку имеет место слияние двух федеральных законов и нарушено положение о внесении законопроектов в Государственную Думу.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ ранее уведомлял заявителя о том, что данная жалоба не соответствует требованиям названного Закона.

2. Конституция Российской Федерации (статья 37, часть 3) закрепляет право каждого на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации. Признание и обеспечение права на справедливое вознаграждение военнослужащим за выполнение обязанностей военной службы, как вытекает из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во
взаимосвязи с ее статьей 59, является конституционной обязанностью Российской Федерации как социального правового государства.

Исходя из особого правового статуса военнослужащих, обусловленного характером военной службы, предусматривающей выполнение ими специфических задач обороны страны, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, а также с иными специфическими условиями прохождения военной службы, законодатель вправе устанавливать военнослужащим денежное довольствие за выполнение обязанностей военной службы, являющееся разновидностью вознаграждения за труд, в рамках специального правового регулирования, в том числе с учетом финансово-экономических и иных возможностей государства на соответствующем этапе его развития.

Абзацем третьим пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года “О статусе военнослужащих“, определившим на основе сложившейся к тому времени системы правового регулирования размеры и структуру денежного довольствия военнослужащих, было предусмотрено, что оклад денежного содержания военнослужащих повышается Правительством Российской Федерации пропорционально увеличению минимального размера оплаты труда в течение года с того срока, с которого федеральным законом устанавливается минимальный размер оплаты труда.

С принятием Федерального закона от 19 июня 2000 года “О минимальном размере оплаты труда“, а в дальнейшем - Федерального закона от 7 мая 2002 года “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот“ и изданием в его развитие Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2002 г. N 537 “О денежном довольствии военнослужащих“, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 г. N 462 “Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих“ федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования данных отношений - на основе принципа приравнивания размеров денежного довольствия военнослужащих к
денежному вознаграждению соответствующих категорий федеральных государственных служащих. При этом оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих (пункт 2 статьи 12 Федерального закона “О статусе военнослужащих“ в редакции от 7 мая 2002 года, статья 6 Федерального закона от 19 июня 2000 года “О минимальном размере оплаты труда“).

Следовательно, само по себе изменение способа повышения окладов денежного содержания военнослужащих в рамках перехода к новой системе правового регулирования денежного довольствия военнослужащих не может рассматриваться как нарушение их права на справедливое вознаграждение за службу (аналогичная правовая позиция, согласно которой выбор критериев индексации, выступающей в качестве антиинфляционной меры для компенсационных выплат инвалидам-чернобыльцам, является прерогативой законодателя, который вправе изменять их в зависимости от инфляции, роста цен, динамики стоимости жизни, соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан, изложена в пункте 5.1 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года).

К тому же вопрос о способах повышения окладов денежного содержания военнослужащих не получил разрешения в Конституции Российской Федерации и по своему характеру и значению не относится к числу конституционных. Его разрешение не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, а является прерогативой законодателя.

3. Что касается пункта 2 статьи 4 Федерального закона “О статусе военнослужащих“, согласно которому правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные данным Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений
и дополнений в данный Федеральный закон, также обжалуемого заявителем, то его положения направлены на дополнительную охрану государством прав военнослужащих, в связи с чем не могут рассматриваться как нарушающие их конституционные права.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф.И.О. поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду неподведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Заместитель Председателя

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Г.СТРЕКОЗОВ

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ