Решения и определения судов

Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 18.06.2003 N 23пв-03пр В удовлетворении заявления о взыскании заработной платы с применением районного коэффициента 1,5 отказано правомерно, поскольку в связи с отсутствием нормативно-правового акта, устанавливающего для работников налоговых органов по Мурманской области районного коэффициента к заработной плате 1,5, подлежит применению районный коэффициент 1,4, установленный Постановлением Госкомтруда СССР и Президиумом ВЦСПС от 04.09.1964 N 330/11-18.

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июня 2003 года

Дело N 23пв-03пр

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:

Председателя Лебедева В.М.,

членов Президиума Петухова Н.А.,

Верина В.П.,

Жуйкова В.М.,

Смакова Р.М.,

Каримова М.А.,

Свиридова Ю.А.,

Меркушова А.Е.,

с участием заместителя Генерального прокурора

Российской Федерации Кехлерова С.Г.

рассмотрел в порядке надзора по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Звягинцева А.Г. гражданское дело по иску О., К., С. и других (всего 49 человек) о взыскании заработной платы.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуцола Ю.А., выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г., поддержавшего протест, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

установил:

О., К., С. и другие (всего 49 человек) обратились в суд с иском к инспекции Министерства по налогам и сборам РФ по ЗАТО г. Североморск о взыскании заработной платы.

В обоснование своего иска истцы указали, что им с 01.01.2001 по указанию Управления МНС РФ по Мурманской области районный коэффициент к заработной плате стал начисляться и выплачиваться в размере 1,4%, а не 1,5%, как было ранее, что противоречит Закону РФ “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“, Постановлению Совета Министров РСФСР от 04.02.91 N
76 “О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера“ и постановлению администрации Мурманской области от 27.01.92 N 64, установившему районный коэффициент в размере 1,5. Истцы просили обязать работодателя выплачивать им заработную плату с применением районного коэффициента 1,5 и произвести его доплату, начиная с 01.01.2001.

Решением Североморского городского суда от 15 июня 2001 г. в иске отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 1 августа 2001 г. решение суда отменено и принято новое решение, которым инспекция МНС РФ по ЗАТО г. Североморск обязана с 01.01.2001 по 01.08.2001 произвести истцам начисление и выплату районного коэффициента к заработной плате в размере 1,5, в дальнейшем с 01.08.2001 производить начисление и выплату заработной платы с учетом районного коэффициента 1,5.

Постановлением президиума Мурманского областного суда от 20 сентября 2001 г. оставлен без удовлетворения протест прокурора Мурманской области.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2002 г. оставлен без удовлетворения протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.

В протесте, внесенном в Президиум Верховного Суда Российской Федерации, поставлен вопрос об отмене определения судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 1 августа 2001 г. и последующих судебных постановлений и оставлении в силе решения Североморского городского суда от 15 июня 2001 г. об отказе в иске.

Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, Президиум находит протест обоснованным.

Удовлетворяя требования о взыскании районного коэффициента в размере 1,5, судебная коллегия руководствовалась Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.02.91 N 76 “О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера“ и принятым в его исполнение постановлением главы администрации Мурманской области от 27.01.92
N 64, которым для рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений на территории области установлен районный коэффициент в размере 1,5.

Вместе с тем судебная коллегия не учла, что оба постановления предусматривают установление повышенного районного коэффициента за счет средств предприятий и организаций.

В соответствии со ст. 10 Закона РФ от 19.02.93 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ районные коэффициенты должны быть установлены Ф.И.О. по представлению Правительства Российской Федерации.

Согласно п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 265, регулирующего вопросы денежного содержания федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, к которым относятся и работники территориальных органов налоговой службы РФ, финансирование расходов на выплату денежного содержания федеральным государственным служащим осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета и привлечение на эти цели средств бюджетов иных уровней не допускается.

Пункт 5 данного Указа предусматривает, что формирование фондов оплаты труда работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти осуществляется с учетом районных коэффициентов, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 имеет N 380/П-18, а не N 330/11-18.

Поскольку федеральным органом законодательной власти нормативно-правовой акт, устанавливающий для работников налоговых органов по Мурманской области районные коэффициенты к заработной плате 1,5 и порядок и их выплаты, до настоящего времени не принят, то согласно ст. 423 Трудового кодекса РФ продолжают действовать нормативные акты бывшего Союза ССР, к которым относится Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.64 N 330/11-18 “Об утверждении районных коэффициентов к
заработной плате работников, занятых в районах Крайнего Севера“, устанавливающие для лиц, работающих в Мурманской области, районный коэффициент 1,4.

Сославшись на Постановление Правительства РФ от 01.09.92 N 653, предусмотревшее в качестве источника для финансирования затрат по районному коэффициенту для бюджетных учреждений средства соответствующих бюджетов, судебная коллегия и президиум Мурманского областного суда не приняли во внимание вступивший в силу с 01.01.00 Бюджетный кодекс РФ, определивший компетенцию органов государственной власти субъекта РФ в области регулирования бюджетных правоотношений и установивший принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, означающий закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

В своем постановлении президиум Мурманского областного суда указал, что выплата недостающих средств по районному коэффициенту должна осуществляться за счет средств федерального бюджета. Однако это противоречит требованиям ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, ст. 38 ФЗ от 28.08.95 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (в редакции от 04.08.2000), в соответствии с которыми, если выплаты районного коэффициента в повышенном, по решению субъекта РФ, размере повлекут увеличение расходов федерального бюджета, то без компенсации со стороны органа, принявшего такое решение, это не допускается.

Поскольку в постановлении главы администрации Мурманской области от 27.01.92 N 64, устанавливающем для рабочих и служащих предприятий и учреждений Мурманской области районный коэффициент к зарплате 1,5, не указаны источники дополнительных выплат в связи с увеличением районного коэффициента, а выплаты подлежат за счет средств предприятий и организаций, суд не должен был применять указанное постановление к возникшим между сторонами правоотношениям.

При таких обстоятельствах определение судебной коллегии
по гражданским делам Мурманского областного суда, постановление президиума Мурманского областного суда и определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации подлежат отмене как основанные на неправильном применении норм материального права, с оставлением в силе решения суда первой инстанции.

Руководствуясь п. 4 ст. 329 ГПК РСФСР, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

отменить определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 1 августа 2001 г., постановление президиума Мурманского областного суда от 20 сентября 2001 г., определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2002 г., оставив в силе решение Североморского городского суда Мурманской области от 15 июня 2001 г.

Председатель

В.М.ЛЕБЕДЕВ

Начальник Секретариата

Президиума Верховного Суда

Российской Федерации

С.В.КЕПЕЛЬ