Решения и определения судов

Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 29.01.2003 N 968п2002пр Приговор по делу о незаконном приобретении, ношении и хранении огнестрельного оружия и боеприпасов, разбойном нападении, убийстве изменен: исключено указание о наличии в действиях осужденного особо опасного рецидива, вид исправительного учреждения изменен, так как в действиях осужденного имеется только рецидив, а не особо опасный рецидив преступлений, и наказание он должен, в соответствии со ст. 58 ч. 1 п. “в“ УК РФ, отбывать в исправительной колонии строгого режима.

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 января 2003 г. N 968п2002пр

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Меркушова А.Е.

и членов Президиума - Жуйкова В.М., Каримова М.А., Кузнецова В.В., Петухова Н.А., Попова Г.Н., Свиридова Ю.А., Сергеевой Н.Ю., Смакова Р.М.

рассмотрел дело по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. на приговор Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 10 июня 1999 года, по которому

Г., <...>, со средним образованием, женатый, судимый:

28 ноября 1991 года по ст. ст. 144 ч. 2, 212-1 ч. 2 УК РСФСР к 3 годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на два года;

11 ноября 1994 года по ст. ст.
144 ч. 2, 98 ч. 1 УК РСФСР к 4 годам лишения свободы, освобожден условно-досрочно на 1 год 2 месяца и 15 дней 27 ноября 1996 года, -

осужден:

- по ст. 105 ч. 2 п. п. “ж“, “з“ УК РФ к 15 годам лишения свободы;

- по ст. 162 ч. 3 п. п. “б“, “в“ УК РФ к 12 годам лишения свободы с конфискацией имущества;

- по ст. 162 ч. 2 п. п. “а“, “б“, “г“ УК РФ к 9 годам лишения свободы с конфискацией имущества;

- по ст. 222 ч. 1 УК РФ к 3 годам лишения свободы;

- по ст. 222 ч. 2 УК РФ к 5 годам лишения свободы;

- по ст. 223 ч. 2 УК РФ к 5 годам лишения свободы.

На основании ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний окончательно назначено 17 лет лишения свободы в исправительной колонии особого режима с конфискацией имущества, с исчислением срока отбывания наказания с 29 октября 1998 года.

По делу также осужден Т., в отношении которого протест не внесен.

Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23 сентября 1999 года приговор изменен, из осуждения по п. “з“ ч. 2 ст. 105 УК РФ исключен квалифицирующий признак убийства - “из корыстных побуждений“.

В остальном приговор оставлен без изменения.

В протесте поставлен вопрос об изменении судебных решений, исключении указания о наличии в действиях Г. особо опасного рецидива преступлений, с назначением ему для отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Попова Г.Н. и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г.,
поддержавшего протест,

Президиум Верховного Суда Российской Федерации

установил:

Г., с учетом внесенных изменений, признан виновным в незаконном приобретении, ношении и хранении огнестрельного оружия и боеприпасов, незаконном изготовлении огнестрельного оружия, разбойном нападении на М., с целью завладения имуществом в крупном размере, и в его убийстве, сопряженном с разбоем, а также в разбойном нападении на С. и К. группой лиц по предварительному сговору.

Преступления совершены в период с августа по 29 октября 1998 года в г.г. Томмот и Алдан Республики Саха (Якутия) при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит протест обоснованным, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Вина Г. в совершении указанных выше преступлений установлена имеющимися в материалах дела доказательствами, и его действия, с учетом внесенных в приговор изменений, квалифицированы правильно.

Вместе с тем, как правильно отмечается в протесте, судебные решения подлежат изменению.

Как усматривается из приговора, при назначении осужденному Г. наказания суд, в частности, исходил из наличия обстоятельства, отягчающего наказание - особо опасного рецидива преступлений, так как ранее, в 1994 году, он был судим за совершение тяжкого преступления и совершил новое преступление, являющееся особо тяжким. При этом он (суд) также указал, что, согласно ч. 2 ст. 68 УК РФ, срок наказания не может быть ниже трех четвертей от максимального, предусмотренного за преступления, а наказание Г. должен отбывать в исправительной колонии особого режима.

Действительно, 11 ноября 1994 года он был осужден по ст. 144 ч. 2 УК РСФСР. Однако данное преступление было совершено им в январе 1994 года и на момент совершения преступления оно не относилось к категории тяжких.

При таких обстоятельствах в действиях Г. имеется только рецидив, а
не особо опасный рецидив преступлений и наказание он должен, в соответствии со ст. 58 ч. 1 п. “в“ УК РФ отбывать в исправительной колонии строгого режима.

Наказание Г. назначено в соответствии с требованиями закона и смягчению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 407, 408 ч. 1 п. 6 УПК РФ,

Президиум Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

приговор Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 10 июня 1999 года и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23 сентября 1999 г. в отношении Г. изменить, исключить указание о наличии в его действиях особо опасного рецидива преступлений, определив отбывание наказания в исправительной колонии строгого режима.

В остальном судебные решения оставить без изменения.