Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.12.2003 N Ф04/6520-959/А67-2003 Лесное хозяйство, являясь органом, специально уполномоченным государством для осуществления государственного управления в сфере использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства леса, занимаясь деятельностью по реализации древесины от рубок леса, новогодних елей, дров и других услуг, освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 25 декабря 2003 года Дело N Ф04/6520-959/А67-2003

(извлечение)

Федеральное государственное учреждение “Колпашевский лесхоз“ (далее - ФГУ “Колпашевский лесхоз“) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в судебном заседании, к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Томской области (далее - налоговая инспекция) о возврате излишне уплаченного налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и пеней в сумме 303442,14 рубля.

В обоснование своих требований заявитель сослался на тот факт, что не осуществляет предпринимательскую деятельность, так как производимые им работы осуществляются не
с целью получения прибыли, а являются обязательными к исполнению.

Решением Арбитражного суда Томской области от 13.08.2003 заявленные требования налогоплательщика удовлетворены в полном объеме. Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что деятельность ФГУ “Колпашевский лесхоз“ не может признаваться объектом обложения НДС, поскольку не направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.

В кассационной жалобе налоговый орган, указывая, что судом в ходе рассмотрения дела дана неправильная оценка фактическим обстоятельствам, неправильно применены нормы материального права, просит принятое по делу решение отменить и принять новое решение - об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В отзыве на кассационную жалобу ФГУ “Колпашевский лесхоз“ просит принятый по делу судебный акт оставить в силе, считает его законным и обоснованным.

Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность решения, правильность применения норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для ее удовлетворения.

Из материалов арбитражного дела следует, что ФГУ “Колпашевский лесхоз“ в течение 2000, 2001 и 2002 годов представляло в налоговый орган декларации по НДС, в которых указывало суммы налога к уплате от реализации товаров (работ, услуг) - санитарные и другие рубки, реализация дров от этих рубок, услуги транспорта, и фактически уплатило НДС и пени за несвоевременную оплату НДС в общей сумме 303442,14 рубля.

19.02.2003 ФГУ “Колпашевский лесхоз“ обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о возврате уплаченной суммы НДС и пеней по НДС за 2000 -
2002 годы. Налоговый орган отказался удовлетворить данное заявление, сообщив письмом от 18.03.2003, что ФГУ “Колпашевский лесхоз“ является плательщиком НДС.

Не согласившись с выводами налоговой инспекции, ФГУ “Колпашевский лесхоз“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о возврате излишне уплаченного НДС и пеней.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из того, что деятельность по ведению лесного хозяйства федеральным государственным предприятием, входящим в систему государственных органов власти, не подпадает под понятие предпринимательской деятельности.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации в целях главы 21 не признается реализацией товаров (работ, услуг), то есть объектом налогообложения, выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязанность выполнения указанных работ (оказание услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

Как установлено судом и не оспаривается налоговым органом, ответчик является специально уполномоченным государственным органом в следующих областях государственного управления: использование, охрана, защита лесного фонда Российской Федерации и воспроизводство леса; охрана окружающей природной среды; охрана, контроль и регулирование использования объектов животного мира и среды их обитания - и в соответствии со статьями 87 - 91, 113 Лесного кодекса Российской Федерации выполняет обязанности по ведению лесного хозяйства, которые включают в себя рубки промежуточного пользования лесом, рубки ухода за лесом.

В соответствии с Положением о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства, утвержденным Приказом Федеральной службы лесного хозяйства Российской Федерации N 188 от 13.11.98, ФГУ “Колпашевский лесхоз“ осуществляет функции государственного управления в области лесного хозяйства. Финансирование этой деятельности
предусмотрено за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и за счет собственных средств.

Учитывая то, что выручку от реализации древесины, полученной от рубок леса, ответчик использует на осуществление основной деятельности, кассационная инстанция считает правильными выводы суда об отсутствии в данном случае оснований для начисления налога с сумм, не являющихся доходом от предпринимательской деятельности.

При таких обстоятельствах кассационная коллегия поддерживает вывод арбитражного суда о том, что у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа возвратить ФГУ “Колпашевский лесхоз“ сумму излишне (ошибочно) уплаченного НДС и пеней по нему.

Ссылка налогового органа в кассационной жалобе на то обстоятельство, что реализация древесины от рубок, реализация новогодних елей, дров, услуги транспорта и прочая реализация являются объектом налогообложения НДС и не могут быть исключительным полномочием ФГУ “Колпашевский лесхоз“ в связи с возможностью осуществления реализации перечисленных товаров (работ, услуг) другими организациями, кассационной инстанцией не принимается.

Действительно, этими видами деятельности в определенных случаях могут заниматься и другие организации, в том числе и на коммерческой основе. Но на федеральное государственное учреждение “Колпашевский лесхоз“ данные функции возложены государством. Эти функции для ФГУ являются исключительными; именно через предприятия такой организационно-правовой формы, как лесхозы, государство осуществляет свою политику в области охраны и воспроизводства лесов и в связи с этим предоставляет таким предприятиям льготу, связанную с освобождением от уплаты налога на добавленную стоимость, в порядке, предусмотренном подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доводы заявителя жалобы были предметом рассмотрения в арбитражном суде, им дана правильная оценка. Оснований для переоценки данных выводов суда у кассационной коллегии в силу статьи 286 Арбитражного процессуального
кодекса РФ не имеется, и поэтому доводы кассационной жалобы налоговой инспекции не принимаются.

Кассационная инстанция считает, что арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, правильно установил фактические обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, представленным суду сторонами, правильно применил нормы материального и процессуального права.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 13.08.2003 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-3821/03 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Томской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.