Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.10.2003 N Ф04/5144-1499/А46-2003 по делу N 22-187/03 Дело о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в непринятии решения о возврате излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог (НПАД) передано на новое рассмотрение, так как вывод суда об отсутствии у налогоплательщика обязанности по уплате указанного налога в рассматриваемом периоде противоречит нормам материального права.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 8 октября 2003 года Дело N Ф04/5144-1499/А46-2003

(извлечение)

Арбитражный суд, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому административному округу г. Омска на решение от 29.07.2003 Арбитражного суда Омской области по делу N 22-187/03 по заявлению ФГУП “Центральное конструкторское бюро автоматики“ к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому административному округу г. Омска о признании решения налогового органа от 27.06.2003 N 10-21/6151 недействительным,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие “Центральное конструкторское бюро автоматики“ (далее - ФГУП “ЦКБА“) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением
о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому административному округу г. Омска, выразившегося в непринятии решения о возврате излишне уплаченных сумм налога на пользователей автодорог.

Предмет исковых требований в предварительном судебном заседании был уточнен представителем ФГУП “ЦКБА“. Он просил признать недействительным решение Инспекции N 10-21/6151 от 27.06.2003, согласно которому предприятие было привлечено к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 75 руб. за неполную уплату налога на пользователей автодорог, а также предприятию было предложено уплатить сумму не полностью уплаченного налога на пользователей автодорог в размере 2511999 руб. и пени за несвоевременную уплату данного налога в сумме 1920 руб.

Заявитель требования мотивировал тем, что у предприятия отсутствовала обязанность по уплате налога на пользователей автодорог за проверяемый период в связи с отменой нормы, которой названный налог установлен.

Решением от 29.07.2003 Арбитражного суда Омской области заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение налогового органа N 10-21/6151 от 27.06.2003, как не соответствующее действующему законодательству. Налоговый орган обязали устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предприятия.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “27.07.2002“ имеется в виду “24.07.2002“.

Суд признал неправомерным довод налогового органа о том, что в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2002 год“ не были внесены изменения в связи со вступлением в законную силу Федерального закона N 110-ФЗ от 27.07.2002, в связи с чем налог на пользователей автодорог подлежит взиманию в течение 2002 года.

В апелляционную инстанцию решение сторонами не было обжаловано.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить состоявшееся по делу решение
и принять новое об отказе ФГУП “ЦКБА“ в удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя, в силу ст.ст. 9, 21 Федерального закона N 110-ФЗ от 24.07.2002 статья 5 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 утрачивает силу с 01.01.2003. Согласно ст. 9 Федерального закона N 110-ФЗ от 24.07.2002 законодатель изменил источники образования дорожных фондов в статье 3 Закона Российской Федерации N 1759-1 от 18.10.91 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ и определил, что названные изменения вступают в силу с 01.01.2003. Тем самым, по мнению налогового органа, законодатель оставил в силе обязательства по уплате налога на пользователей автодорог на 2002 год.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

Проверив в соответствии с требованиями ст.ст. 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не нашла оснований для отмены судебного акта по делу.

Материалами дела установлено, что налоговым органом проведена камеральная проверка налоговых деклараций по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 г. и 9 месяцев 2002 г., представленных государственным унитарным предприятием “ЦКБА“.

Решением налогового органа N 10-21/6151 от 27.06.2003 ФГУП “ЦКБА“ привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа за неполную уплату налога на пользователей автодорог. Предприятию доначислен не полностью уплаченный налог на пользователей автодорог в сумме 2511999 руб. и пени за несвоевременную его уплату в сумме 862 руб. за 2002 г. и 1058 руб. за 2003 г.

Не согласившись с данным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Плательщики НПАД согласно Закону Российской Федерации “О дорожных фондах в РФ“ от 18.10.1991 N 1759-1
обязаны перечислять денежные средства в федеральные и территориальные дорожные фонды.

Обязанность по исчислению и уплате НПАД в территориальные дорожные фонды на налогоплательщиков распространяется до 01.01.2003, то есть до вступления в законную силу ст. 9 Федерального закона Российской Федерации “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства РФ“ от 24.07.2002 N 110-ФЗ, отменяющей данный налог.

Также на вступление в силу положений Закона N 110-ФЗ, отменяющего налог на пользователей автомобильных дорог с 01.01.2003, указывает ст. 20 Закона N 110-ФЗ, в которой дано поручение Правительству РФ предусмотреть при подготовке проекта Федерального закона “О федеральном бюджете на 2003 год“ выделение из федерального бюджета субвенций и компенсаций, в связи с отменой с 01.01.2003 налога на пользователей автомобильных дорог.

Соответствующие изменения в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2002 год“ не вносились до конца финансового 2002 года, налог на пользователей автомобильных дорог за 2002 год подлежит уплате в полном объеме.

Кроме этого, ст. 4 Закона N 110-ФЗ указывает на то, что налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее отгрузки за продукцию (товары, работы, услуги), отгруженную (поставленную, выполненную, оказанную) до 01.01.2003, обязаны исчислять и уплатить НПАД исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15.01.2003.

Исходя из выше изложенного, кассационная инстанция пришла к выводу, что арбитражный суд первой инстанции неправильно применил материальный закон, признал неправомерность доводов налогового органа о том, что в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2002 г.“ не были внесены изменения в связи со вступлением в законную силу Федерального закона N
110-ФЗ от 27.07.2002 и поэтому должно быть взимание налога на пользователей автодорог в течение 2002 г.

Кроме того, в нарушение требований ст. 71 АПК РФ судом не принято мер к полному и всестороннему исследованию материалов дела в части проверки доводов по суммам недоимки по данному налогу.

Так, по результатам камеральной проверки ФГУП “ЦКБА“ с сентября по декабрь 2002 г. в налогооблагаемую базу не включена сумма выручки за 4 последних месяца 2002 г. и дебиторская задолженность по состоянию на 01.01.2003.

Занижение налогооблагаемой базы за 9 месяцев 2002 г. составило 20709381 руб., за IV квартал 2002 г. оно составило - 230490522 руб.

Эти обстоятельства в судебном заседании не исследованы в полном объеме, правовая оценка им с учетом доводов заявителя не дана.

При новом рассмотрении суду надлежит исследовать в полном объеме изложенные обстоятельства, в зависимости от этого принять решение по существу.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 29.07.2003 Арбитражного суда Омской области по делу N 22-187/03 отменить, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции в ином судебном составе.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.