Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.10.2003 N Ф04/4967-930/А70-2003 Налоговый орган неправомерно привлек организацию к ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины, поскольку при принятии соответствующего решения налоговым органом не исследовался вопрос о вине организации в допущенном нарушении.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 1 октября 2003 года Дело N Ф04/4967-930/А70-2003

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью “Катран“ обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Тюмени N 1 об отмене постановления от 30.12.2002 72 N 001958 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в сумме 30000 рублей на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По мнению заявителя, решение налогового органа о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях противоречит части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Решением арбитражного суда от 12.05.2003 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 25.06.2003 решение суда оставлено без изменения.

Судебные инстанции пришли к выводу, что вина общества с ограниченной ответственностью “Катран“ отсутствует, поскольку вопрос о наличии в его действиях вины в том виде, как она определена статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не исследовался. Судом также установлено, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению продавцом, допустившим нарушение, правил применения контрольно-кассовых машин.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение и постановление арбитражного суда, в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению налогового органа, судом неправильно применены статья 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нормы, закрепленные в Законе Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“, а также в Положении по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденном Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745.

Представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Общество с ограниченной ответственностью “Катран“ в отзыве на кассационную жалобу и представитель общества просят оставить принятые судебные акты без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.

Кассационная инстанция, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения норм материального и процессуального права арбитражным судом и исходя из доводов жалобы, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела,
16.12.2002 инспекцией проведена проверка в магазине “Продукты“, расположенном по адресу: г. Тюмень, ул. Республики, 243, принадлежащем заявителю, установлен факт продажи продавцом Басалаевой Т.А. одной банки джина “Браво“ по цене 24 рубля без применения контрольно-кассовой машины. По результатам проведенной налоговой проверки составлен протокол об административном правонарушении от 18.12.2002 с указанием на нарушение статьи 1 Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ и принято постановление 72 N 001958 от 30.12.2002 о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью “Катран“ на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влекут наложение административного штрафа.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или соответствующими законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, как правильно указал суд первой и апелляционной инстанций, налоговым органом не доказана вина заявителя в совершении административного правонарушения, так как при составлении протокола и вынесении оспариваемого постановления в отношении заявителя вопрос о наличии в его действиях вины
в том виде, как она определена статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, не исследовался.

Кроме того, судом установлено, что заявителем представлены доказательства о принятии всех зависящих от него мер по соблюдению продавцом Т.А.Басалаевой правил применения контрольно-кассовых машин, а именно: трудовой контракт от 01.01.2001, договор от 01.11.2001 о полной материальной ответственности, а также Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин, Закон Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“, с которыми под роспись ознакомлен продавец.

В соответствии с положениями статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при привлечении к административной ответственности налоговый орган должен установить и доказать вину каждого лица - продавца, должностного лица, юридического лица в совершении правонарушения, выразившегося в неприменении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежного расчета с населением.

Выводы суда соответствуют требованиям пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также изложенным выше нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах арбитражный суд обоснованно признал неправомерным вынесенное налоговым органом постановление 72 N 001958 от 30.12.2002 о привлечении общества с ограниченной ответственностью “Катран“, как не соответствующее нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вследствие отсутствия оснований для привлечения его к административной ответственности. Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 12.05.2003 и постановление от 25.06.2003 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-631/25-2003 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.