Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.07.2003 N Ф04/3374-1037/А27-2003 Налогоплательщик необоснованно привлечен к ответственности за нарушение сроков подачи налоговых деклараций, так как сроки представления деклараций по налогу на пользователей автодорог законом не установлены, а по налогу на имущество организаций налогоплательщиком сданы расчеты авансовых платежей, которые нельзя считать налоговыми декларациями.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 16 июля 2003 года Дело N Ф04/3374-1037/А27-2003

(извлечение)

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Кемеровской области обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью “Ви-Ай-Пи Билдинг“ штрафа в размере 400 руб. на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление деклараций по налогу на имущество и по налогу на пользователей автодорог.

Решением суда от 14.03.2003 в удовлетворении требований о взыскании штрафа отказано в связи с отсутствием установленного законодательством
о налогах и сборах срока по представлению деклараций по указанным налогам.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебный акт и принять новое решение. Заявитель полагает, что вывод суда об отсутствии законодательно установленного срока для представления налоговых деклараций по налогу на имущество и по налогу на пользователей автодорог не соответствует нормам налогового права, а также Закону Российской Федерации “О бухгалтерском учете“.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения суда, изучив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятого судебного акта.

Из материалов дела видно, что по результатам камеральных проверок налоговым органом приняты решения от 25.10.2002, от 30.10.2002 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление налоговых деклараций.

Отказывая в удовлетворении иска в части взыскания штрафа за непредставление декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог, суд указал на то, что законодательством о налогах и сборах не установлен срок представления расчетов по налогу на пользователей автомобильных дорог, следовательно, общество не может быть привлечено к ответственности за нарушение сроков их представления.

По мнению кассационной инстанции, выводы суда соответствуют действующему законодательству.

Согласно пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере не менее 100 рублей.

Пунктом 6 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено представление налогоплательщиком налоговой декларации в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Вместе с тем Закон
Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“, а также Закон Кемеровской области “О дорожном фонде Кемеровской области“ не определяют конкретного срока представления декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог.

Арбитражный суд правомерно отклонил ссылку налогового органа на установленный Инструкцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.04.2000 N 59 “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды“ срок представления деклараций, указав, что указанный срок неприменим, поскольку Инструкция не относится к актам законодательства о налогах и сборах.

Вывод суда основан на пункте 2 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому издаваемые Министерством Российской Федерации по налогам и сборам обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.

Кассационной инстанцией отклоняется ссылка налогового органа на Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 “Об утверждении Порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации“, поскольку действие документа в спорный период приостановлено Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ.

В части отказа во взыскании штрафа за несвоевременное представление деклараций по налогу на имущество также отсутствуют основания для отмены судебного акта, поскольку, как видно из материалов дела, налогоплательщиком были представлены расчеты по налогу на имущество за I квартал и I полугодие 2002 года, которые являются отчетными периодами налогового периода - календарного года, и по итогам отчетных периодов вносятся авансовые платежи (статья 7 Закона Российской Федерации “О налоге на имущество предприятий“, статьи 52, 55 Налогового кодекса Российской Федерации).

Статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации
установлена ответственность за непредставление в срок налоговой декларации, к которой не относятся расчеты по авансовым платежам по налогу по итогам отчетных периодов, в связи с чем отсутствуют основания для применения налоговой ответственности (аналогичная правовая оценка закреплена в пунктах 15, 16 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71).

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14.03.2003 по делу N А27-984/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.