Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.02.2004 N А56-31204/03 Принятое судом решение об отказе в удовлетворении требований об обязании ИМНС возвратить Управлению Пенсионного фонда РФ излишне уплаченный земельный налог, признано неправомерным, поскольку Пенсионный фонд РФ, осуществляющий публично-властные полномочия, относящиеся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов, освобождается от уплаты земельного налога в соответствии с Законом РФ “О плате за землю“.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 февраля 2004 года Дело N А56-31204/03“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Корпусовой О.А., Бухарцева С.Н., при участии от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Приозерскому району Ленинградской области Шпарик Е.С. (доверенность от 21.01.04), рассмотрев 17.02.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Приозерскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.11.03 по делу N А56-31204/03 (судья Демина И.Е.),

УСТАНОВИЛ:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Приозерскому району Ленинградской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приозерскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 19.06.03 N 03-28/9461 и обязании налоговой инспекции возвратить управлению 7470,71 руб. излишне уплаченного земельного налога за период с 17.12.01 по 30.06.03.

Решением от 03.11.03 управлению отказано в удовлетворении заявления.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе фонд просит отменить решение и удовлетворить заявление, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Налоговая инспекция в установленном порядке извещена о времени и месте рассмотрения дела, однако представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Решением от 19.06.03 N 03-28/9461 налоговая инспекция отказала управлению в удовлетворении заявления от 26.05.03 N 878 о возврате 5639,98 руб. излишне уплаченного земельного налога за 2002 год и 1-й квартал 2003 года. При этом налоговый орган посчитал, что управление не относится к органам исполнительной власти и на него не распространяется льгота, предусмотренная пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации “О плате за землю“ (далее - Закон о плате за землю). Письмом от 28.08.03 N 2107, поступившим в налоговую инспекцию 29.08.03, управление повторно обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате 7877,51 руб. излишне уплаченного земельного налога.

Отказывая фонду в удовлетворении заявления, арбитражный суд указал на отсутствие у фонда права на льготу по земельному налогу. Кассационная инстанция считает вывод арбитражного суда ошибочным по следующим основаниям.

В постановлении от 25.06.01 N 9-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что
Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий, а именно законом. Такие полномочия по смыслу статей 7 (часть 2), 10, 11 (часть 1), 15 (часть 2), 39, 45 (часть 1), 71 (пункты “в“, “ж“), 72 (пункт “ж“ части 1), 78 (часть 1), 110, 114 (пункты “в“, “г“, “е“ части 1) и 115 Конституции Российской Федерации относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.

В соответствии с пунктом 14 статьи 12 Закона РФ “О плате за землю“ земли, предоставленные для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, полностью освобождаются от уплаты земельного налога. Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, кассационная инстанция считает, что территориальные подразделения Пенсионного фонда Российской Федерации как органы, осуществляющие публично-властные полномочия, освобождаются от уплаты земельного налога на основании приведенной выше нормы Закона.

При таких обстоятельствах решение арбитражного суда подлежит отмене.

Согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат излишне уплаченного налога осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Суд первой инстанции не исследовал обстоятельства, связанные с суммой подлежащего возврату управлению излишне уплаченного земельного налога. В связи с этим кассационная инстанция лишена возможности принять новое решение, и дело подлежит направлению на новое рассмотрение с учетом мотивировочной части настоящего постановления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 3
части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.11.03 по делу N А56-31204/03 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий

ВЕТОШКИНА О.В.

Судьи

КОРПУСОВА О.А.

БУХАРЦЕВ С.Н.