Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.07.2003 N Ф04/3221-874/А46-2003 Компенсация расходов авиаперевозчика по предоставлению пассажирам льгот по оплате проезда должна производиться за счет средств федерального бюджета, так как предоставленные авиаперевозчиком льготы были предусмотрены федеральным законодательством.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 15 июля 2003 года Дело N Ф04/3221-874/А46-2003

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Омской области (ответчик) на решение от 20 мая 2002 г. и постановление апелляционной инстанции от 11 апреля 2003 г. Арбитражного суда Омской области по делу N 2-456/0 (А-919/02) по иску ОАО “Авиакомпания “Омскавиа“ к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Минфина Российской Федерации по Омской области с участием третьих лиц: Комитета финансов
и контроля Администрации Омской области, Департамента финансов и экономики Администрации г. Омска, Главного управления социальной защиты населения Администрации Омской области,

УСТАНОВИЛ:

ОАО “Авиакомпания “Омскавиа“ обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Минфина Российской Федерации по Омской области о взыскании 1920758 рублей 50 копеек в возмещение убытков в виде реально понесенных затрат в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по проезду за период с 1997 по 2000 год.

Исковые требования обоснованы ссылкой на Законы Российской Федерации “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, “О ветеранах“, статью 106 Воздушного кодекса Российской Федерации и пункт 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В порядке статьи 105 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (1995 г.) определением суда от 21.06.2001 из настоящего дела N 2-456/0 выделено в отдельное производство исковое требование ОАО “Авиакомпания “Омскавиа“ к Минфину Российской Федерации о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот детям-инвалидам на воздушных судах истца. Делу присвоен номер 2-456/1.

В порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом уточнена сумма иска, истец просит взыскать 1656139 рублей, в том числе по годам: 1988 г. - 708338 рублей, 1999 г. - 225046 рублей, 2000 г. - 722755 рублей.

Решением суда от 20.05.2002, оставленным в силе постановлением апелляционной инстанции от 11.04.2003, иск удовлетворен в сумме 1656139 рублей.

Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Омской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение - об отказе в иске, ссылаясь на неправильное применение судом статьи 22 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации и норм материального права. По мнению заявителя, данный спор не относится к категории экономических споров, поскольку возник из бюджетных правоотношений, арбитражному суду неподведомственен, а судебные решения нарушают нормы статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, судом неправильно истолкован пункт 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, а вывод суда о том, что истец доказал наличие у него убытков в заявленном размере, не соответствует материалам дела.

В судебном заседании представитель истца считает обжалуемые судебные акты законными и просит оставить их без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Изучив кассационную жалобу, проверив в порядке статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебных актов, заслушав представителя истца, кассационная инстанция считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.

В течение 1998 - 2000 годов ОАО “Авиакомпания “Омскавиа“ в соответствии с Федеральными законами “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, “О ветеранах“, “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров орденов Славы“, статьей 106 Воздушного кодекса Российской Федерации предоставляло отдельным категориям пассажиров льготы по оплате проезда воздушным транспортом.

В результате предоставления данных услуг ОАО “Авиакомпания “Омскавиа“ понесло убытки за указанный период в виде реального ущерба, что послужило основанием для обращения с настоящим иском о возмещении убытков.

Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона
Российской Федерации “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляются льготы по оплате проезда на междугородных линиях воздушного и других видах транспорта.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду подпункты “а“, “ж“ пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона “О ветеранах“, а не подпункты “а“, “ж“ пункта 1 части 2 статьи 2.

Статьями 14, 15, 16, 18 Федерального закона “О ветеранах“ предоставляются льготы по оплате проезда на воздушном транспорте инвалидам войны 1 и 2, 3 групп и сопровождающим их лицам в виде бесплатного проезда либо предоставлением 50% скидки по оплате, а также предоставляются льготы жителям блокадного Ленинграда, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах “а“, “ж“ пункта 1 части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Согласно подпункту “а“ пункта 1 части 1 статьи 10 данного Закона возмещение расходов, связанных с реализацией прав и льгот по проезду на воздушном транспорте, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, производится за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.

Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ также установлено, что расходы, связанные с предоставлением льгот, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой и апелляционной инстанций правомерно исходил из того, что возмещение расходов по оплате проезда воздушным транспортом, связанных с предоставлением установленными соответствующими законами льгот, предусмотрен пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. Факт предоставления льгот на основании вышеназванных Законов доказан истцом и подтвержден представленными в материалы дела помесячными реестрами лиц, имеющих право на льготы, с указанием реквизитов документов
и копиями проездных документов с указанием размера льготы.

Таким образом, арбитражным судом правильно применены нормы материального права, выводы суда соответствуют материалам дела. Нарушений судом норм процессуального права при вынесении решения судом кассационной инстанции не установлено.

Исходя из изложенного удовлетворение судом исковых требований следует признать правомерным.

Ссылка в кассационной жалобе на отсутствие в материалах дела документов, подтверждающих отсутствие либо недостаточное количество бюджетных средств, необходимых на реализацию Федеральных законов “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и “О ветеранах“, а потому и неосновательное взыскание убытков за счет казны Российской Федерации несостоятельна.

В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, подтверждающих выделение в 1998 - 2000 годах бюджетных средств Омской области как субъекту Российской Федерации в достаточном количестве на реализацию вышеназванных Законов, ответчик суду не представил.

Все остальные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно, со ссылками на нормы права, отклонены.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 20 мая 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 11 апреля 2003 года Арбитражного суда Омской области по делу N 2-456/0 (А-919/02) оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Омской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.