Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.07.2003 N Ф04/3252-864/А46-2003 Имущество, находящееся на балансе предприятия, а не в собственности, не может являться объектом обложения налогом на имущество организации, если оно передано налогоплательщику из муниципальной собственности на праве хозяйственного ведения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 14 июля 2003 года Дело N Ф04/3252-864/А46-2003

(извлечение)

Муниципальное унитарное предприятие “Жилищное хозяйство Советского административного округа города Омска“ (далее - МУП “ЖХ САО г. Омска“) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительными требования N 02/12654 от 29.12.2000 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Советскому административному округу города Омска (далее - инспекция) об уплате налогов, штрафов, пеней и других обязательных платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды и решения заместителя руководителя инспекции N 02/451 от 16.01.2001
в части доначисления налога на имущество за 1998 - 1999 годы и взыскиваемых пеней за несвоевременную выплату налога.

Заявленные требования обоснованы тем, что налоговый орган неправомерно включил в объект налогообложения имущество, находящееся в собственности органов местного самоуправления и принадлежащее МУП “ЖХ САО г. Омска“ на праве хозяйственного ведения.

Решением от 03.03.2003 заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу, что поскольку оспариваемое имущество принадлежит Администрации города Омска, то в силу пункта “а“ статьи 4 Закона “О налоге на имущество предприятий“ оно не облагается налогом.

В апелляционной инстанции арбитражного суда дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт, отказав МУП “ЖХ САО г. Омска“ в удовлетворении заявленных требований. Заявитель полагает, что из анализа статей 2, 4 Закона “О налоге на имущество предприятий“ следует, что условием взимания данного налога является факт нахождения имущества на балансе предприятия, а не нахождение в собственности. Нахождение имущества на балансе МПУ “ЖХ САО г. Омска“ является основанием для исчисления и уплаты налога на имущество. Также указывает, что в нарушение статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом при принятии решения были удовлетворены требования в большем объеме, чем заявлено.

Кассационная инстанция, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения норм материального и процессуального права арбитражным судом, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенной выездной налоговой проверки МУП “ЖХ САО г. Омска“, филиала N 2, по вопросу правильности исчисления, своевременности уплаты налогов и сборов за период
с 01.01.97 по 01.01.2000 инспекцией установлена неполная уплата ряда налогов, в частности налога на имущество, о чем составлен акт N 03-19/11918ДСП от 13.12.2000, на основании которого принято решение N 03/12548 от 28.12.2000 об уплате не полностью уплаченных сумм налогов, в частности налога на имущество за 1998 - 1999 годы в общей сумме 287012 рублей и пеней по данному налогу в сумме 120578 рублей.

Требованием N 02/12654 от 29.12.2000 налоговый орган предложил уплатить недостающую сумму налога и пени.

Не согласившись с вынесенным решением в части взыскания суммы налога на имущество и пеней, МУП “ЖХ САО г. Омска“ обратилось в арбитражный суд.

Согласно статье 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности.

Из материалов дела видно и налоговой инспекцией не оспаривается, что Администрацией города Омска были переданы МУП “ЖХ САО г. Омска“ жилые здания со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями на праве хозяйственного ведения, собственником которых является Администрация города Омска.

В соответствии с пунктом “а“ статьи 4 Закона Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 “О налоге на имущество предприятий“ имущество бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, органов местного самоуправления данным налогом не облагается.

Таким образом, следует признать требования налогового органа об уплате недостающих сумм налога на имущество и пеней неправомерными.

Суд первой инстанции рассмотрел спор в пределах заявленных МУП “ЖХ САО г. Омска“ требований, поскольку оспариваемая часть налога на имущество за 1998 - 1999 годы составляет 306065 рублей.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция
считает, что арбитражный суд первой инстанции полно исследовал материалы дела, дал им правильную правовую оценку, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 03.03.2003 Арбитражного суда Омской области по делу N 10-655/02 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу города Омска - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.