Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.07.2003 N Ф04/3139-923/А27-2003 Уполномоченный орган не вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении в отношении должника дела о банкротстве, если этот должник уже находится в стадии добровольной ликвидации; возбуждение дела о банкротстве в этом случае осуществляется по заявлению ликвидационной комиссии (ликвидатора) должника.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 9 июля 2003 года Дело N Ф04/3139-923/А27-2003

(извлечение)

Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству в лице территориального органа в Кемеровской области (далее - ФСФО) 17.09.2002 обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) Яйского районного потребительского общества (далее - Яйское РайПО).

Заявление мотивировано невозможностью погашения должником просроченной задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет в сумме 867000 рублей, в областной бюджет - 324000 рублей, в местный бюджет - 258000 рублей, а также во внебюджетные фонды
- 1766000 рублей.

Определением от 14.02.2003 признаны обоснованными требования уполномоченного органа на сумму 3265000 рублей. Введена процедура наблюдения. Направлен запрос в регулирующий орган на представление кандидатур арбитражных управляющих.

Постановлением апелляционной инстанции от 28.04.2003 указанное определение отменено. В удовлетворении заявления ФСФО о признании Яйского РайПО несостоятельным (банкротом) отказано.

Суд исходил из того, что в период добровольной ликвидации юридического лица уполномоченный орган не вправе обращаться с заявлением о его банкротстве.

Процедура банкротства в случае недостаточности имущества должника должна проводиться по правилам главы XI Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“.

Уполномоченный орган - ФСФО - обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе определение арбитражного суда. Заявитель полагает, что установленная пунктом 2 статьи 224 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ обязанность ликвидационной комиссии обратиться с заявлением о признании должника банкротом не лишает ФСФО права на самостоятельное заявление о его банкротстве.

Заявитель ходатайствует о проведении рассмотрения кассационной жалобы в отсутствие его представителя.

В судебном заседании представитель ликвидационной комиссии Яйского РайПО возразил против удовлетворения жалобы об отмене постановления апелляционной инстанции. Пояснил, что согласно статье 64 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия не имела права производить расчет по требованию кредитора, вытекающему из просрочки обязательных платежей, до полного удовлетворения требований предыдущих очередей. Полагает возможным провести разбирательство в отсутствие представителя заявителя.

Проверив законность постановления апелляционной инстанции, правильность применения норм права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы уполномоченного органа.

Как следует из материалов дела, постановлением общего собрания уполномоченных Яйского РайПО от 28.02.2002 принято решение о ликвидации, назначен состав ликвидационной комиссии.

Статьей 8.2 устава Яйского РайПО, зарегистрированного распоряжением от 13.07.98 N 424-р
Администрации Яйского района Кемеровской области, определено, что решение вопроса о ликвидации общества относится к исключительной компетенции общего собрания уполномоченных общества.

В местный орган власти 01.03.2002 и в налоговую инспекцию Яйского района Кемеровской области 05.03.2002 направлены сообщения о добровольной ликвидации общества. Кроме того, 08.03.2002 сообщение о ликвидации опубликовано в периодической печати.

Впоследствии решением общего собрания уполномоченных от 18.06.2002 утвержден промежуточный ликвидационный баланс от 05.06.2002.

В связи с наличием просроченных обязательств по уплате налогов в бюджет и страховых взносов во внебюджетные фонды уполномоченный орган 17.09.2002 обратился с требованием о принудительном банкротстве Яйского РайПО.

Согласно пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 настоящего Кодекса вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ установлено, что юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Однако согласно исключению, содержащемуся в пункте 3 настоящей статьи, данное положение применяется, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В параграфе 1 главы XI названного Закона предусмотрена возможность проведения упрощенной процедуры банкротства
ликвидируемого должника, когда стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.

При обнаружении этих обстоятельств ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Если такие обстоятельства обнаружены после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора), заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд собственником его имущества, учредителем (участником) или руководителем (статья 224 Закона о банкротстве).

Следовательно, реализация требования уполномоченного органа, вытекающего из просрочки уплаты обществом обязательных платежей, возможна в рамках проведения процедуры добровольной ликвидации Яйского РайПО.

Таким образом, отменяя определение арбитражного суда о введении наблюдения, суд апелляционной инстанции правильно применил материально-правовые нормы Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“, которые регламентируют возможность введения этой процедуры в зависимости от наличия не исполненных должником обязательств, в данном случае обязательных платежей.

Однако согласно пункту 3 статьи 48 Закона о банкротстве необоснованность требования уполномоченного органа влечет прекращение производства по возбужденному делу о банкротстве должника.

Неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения постановления апелляционной инстанции в части отказа ФСФО в удовлетворении по существу ее заявления о банкротстве должника.

Руководствуясь пунктами 1, 2 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 28.04.2003 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-11801/2002-4 изменить в части отказа в удовлетворении заявления Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в лице территориального органа по Кемеровской области о признании Яйского районного потребительского общества несостоятельным (банкротом).

Производство по делу прекратить.

В остальной части постановление
апелляционной инстанции от 28.04.2003 по этому делу оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.