Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.06.2003 N Ф04/2675-712/А46-2003 Признавая неправомерными доначисление экспортеру сумм НДС, начисление пеней и штрафов с учетом получения им валютной выручки в счет предстоящих поставок товаров на экспорт, суд не установил момент перехода права собственности на товар к иностранному покупателю, а значит, не мог определить, является ли полученная выручка авансовыми платежами.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 19 июня 2003 года Дело N Ф04/2675-712/А46-2003

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) “Орко“ г. Омска обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения ИМНС по Центральному административному округу г. Омска от 28.01.2003 N 13-11/994 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату налога на добавленную стоимость с авансовых платежей, поступивших от иностранного покупателя в счет исполнения экспортного контракта.

Заявленное требование обосновывает тем, что у общества как экспортера товаров не возникает обязанности исчислять и платить
налог на добавленную стоимость по денежным средствам, полученным от иностранных покупателей, до того момента, пока не будет собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, или если он собран, но наступил 181 день, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта.

Суд первой инстанции, согласившись с доводами общества, решением от 20 марта 2003 года заявление удовлетворил.

В апелляционной инстанции суда законность и обоснованность судебного решения не проверялись.

В кассационной жалобе ИМНС по Центральному административному округу г. Омска просит решение суда отменить и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления ООО “Орко“.

Полагает, что независимо от того, является ли реализация товара экспортной или неэкспортной, денежные средства, полученные налогоплательщиком, должны включаться в соответствии со статьей 162 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговую базу того периода, когда они получены, и данная норма не содержит исключений для налогообложения операций по реализации товара на экспорт.

Кассационная инстанция, проверив в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, в связи с неправильным применением норм материального права и недостаточной обоснованностью считает решение суда подлежащим отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Омской области по нижеизложенным причинам.

Как следует из материалов дела, ИМНС по Центральному административному округу г. Омска по результатам проведения выездной налоговой проверки соблюдения ООО “Орко“ законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2001 по 30.06.2002 28.01.2003 принято решение N 13-11/994 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в
виде взыскания штрафа, доначисления 242808 руб. налога на добавленную стоимость и 10327 руб. пеней.

Нарушение обществом законодательства о налогах и сборах, по мнению ИМНС по Центральному административному округу г. Омска, заключается в том, что предприятием не был исчислен и уплачен налог на добавленную стоимость с сумм платежей от иностранного покупателя, поступивших до момента определения пунктом 9 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой базы по экспортируемому товару.

В соответствии со статьей 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Следовательно, согласно пункту 2 статьи 153 Кодекса при определении налоговой базы выручка от реализации товаров определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров. При этом статья 162 Кодекса предусматривает увеличение налоговой базы на суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров.

Статьей 39 Кодекса под реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на эти товары.

Таким образом, в соответствии с пунктом 1 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 224 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на товар переходит к покупателю с момента передачи товара первому перевозчику.

Поэтому все платежи, поступившие в адрес налогоплательщика до момента перехода права собственности на товары (до исполнения обязательств по отгрузке), относятся к авансовым платежам. В то же время денежные средства, поступившие за уже отгруженную продукцию (после даты реализации), не могут рассматриваться в качестве авансовых платежей и увеличивать налоговую базу в порядке, предусмотренном статьей 162 Налогового кодекса Российской Федерации.

Понятие момента определения налоговой базы, содержащееся в
пункте 9 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации, отражает специфику исчисления налога на добавленную стоимость при реализации товаров на экспорт и нетождественно понятию даты реализации товаров.

Учитывая, что согласно статьям 164 и 165 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, производится по налоговой ставке 0 процентов только при условии представления в налоговые органы соответствующих документов, законодатель фактически отсрочил налогоплательщику момент определения налоговой базы, связав его не с датой отгрузки либо оплаты, а с периодом, необходимым налогоплательщику для подготовки полного пакета документов, подтверждающих факт экспорта.

При этом разграничение между авансовым платежом и платежом за поставленную продукцию (расчетом) в любом случае определяется только датой поступления платежа (до перехода права собственности на продукцию или после), а не датой определения налоговой базы, как ошибочно считает налоговый орган.

Поэтому платежи, поступившие за фактически отгруженную продукцию, не могут считаться авансовыми независимо от момента определения налоговой базы.

В связи с вышеизложенным при новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать вопрос о моменте перехода права собственности на экспортную продукцию и с учетом этого вынести соответствующее правовое суждение по существу заявленных требований ООО “Орко“.

При принятии нового решения распределить судебные расходы, в том числе государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы.

Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, пунктом 3 части 2 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 20 марта 2003 года Арбитражного суда Омской области по делу N 13-2/03 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.