Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.02.2004 N А26-5769/03-25 ИМНС неправомерно отказала обществу в предоставлении вычетов по НДС, поскольку общество до вынесения решения налоговым органом представило оформленные в установленном порядке счета-фактуры и выполнило условия, с которыми статьей 172 НК РФ связывается право на налоговые вычеты.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 февраля 2004 года Дело N А26-5769/03-25“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Клириковой Т.В. и Троицкой Н.В., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия Александрович Е.О. (доверенность от 21.01.04 N 1.4-07/12), рассмотрев 17.02.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.10.03 по делу N А26-5769/03-25 (судья Васильева Л.А.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Соло“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением
о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия (далее - Инспекция) от 15.08.03 N 4.4-03/525 и об обязании налогового органа принять к вычету 6684 руб. 70 коп. налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

Решением суда от 01.10.03 заявленные Обществом требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение от 01.10.03 и отказать Обществу в удовлетворении требований. По мнению налогового органа, счета-фактуры, составленные с нарушением установленного подпунктами 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) порядка, не могут служить основанием для принятия уплаченных поставщикам сумм НДС к вычету. Инспекция также считает, что суд, удовлетворяя требования заявителя, не применил положения пункта 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, которые в силу пункта 1 статьи 1 НК РФ являются неотъемлемой частью налогового законодательства и подлежат обязательному применению.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.

Общество о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения от 01.10.03 проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

Из материалов дела следует, что в ходе камеральной проверки представленной Обществом налоговой декларации по НДС за май 2003 года и документов, подтверждающих налоговые вычеты, Инспекция установила нарушение налогоплательщиком статей 169, 171, 172
НК РФ и пункта 29 Правил - несоблюдение порядка внесения исправлений в счета-фактуры N 236 и N 237, что отражено в акте проверки от 15.07.03 N 4.4-02/440.

Решением от 15.08.03 N 4.4-03/525 налоговый орган отказал в привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, однако доначислил 6684 руб. 70 коп. не принятого к вычету НДС и предложил внести исправления в бухгалтерский учет.

Налогоплательщик не согласился с названным решением и обратился с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, признавая недействительным решение Инспекции, правомерно исходил из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:

1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктами 2 и 6 статьи 170 НК РФ;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В статье 172 НК РФ указано, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на
основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 171 Кодекса, и при наличии соответствующих первичных документов.

Согласно пункту 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.

Перечень сведений, которые должны быть указаны в счете-фактуре, приведен в пункте 5 статьи 169 НК РФ, а порядок заверения данных счета-фактуры предусмотрен в пункте 6 той же статьи.

Пунктом 2 статьи 169 НК РФ определено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

При этом ни статья 169 НК РФ, ни иные нормы главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не запрещают вносить изменения в неправильно оформленный счет-фактуру или заменить такой счет-фактуру на оформленный в установленном порядке. Вместе с тем существенным для правильного разрешения спора является момент, когда исправленные счета-фактуры представлены налоговому органу.

В данном случае Инспекция в ходе камеральной проверки установила, что в счетах-фактурах N 236 и N 237, представленных заявителем
для применения налоговых вычетов за май 2003 года, внесены изменения - от руки исправлены суммы НДС, и эти исправления не заверены печатью и подписью руководителя поставщика.

Общество 08.08.03, то есть до вынесения решения Инспекцией, представило в налоговый орган счета-фактуры, оформленные поставщиками в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ взамен ранее выданных. Исправления в оплаченных налогоплательщиком счетах-фактурах произведены в соответствии с требованиями пункта 29 Правил. Факты уплаты предъявленных поставщиками налогоплательщику сумм налога и принятия заявителем приобретенного товара на учет ответчик не оспаривал.

Таким образом, поскольку Общество до вынесения решения налоговым органом представило оформленные в установленном порядке счета-фактуры и выполнило условия, с которыми статьей 172 НК РФ связывается право на налоговые вычеты, суд сделал правомерный вывод о том, что отказ Инспекции в предоставлении вычетов по НДС не основан на нормах налогового законодательства и нарушает права налогоплательщика.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа, а решение суда считает законным и обоснованным.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.10.03 по делу N А26-5769/03-25 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий

КИРЕЙКОВА Г.Г.

Судьи

КЛИРИКОВА Т.В.

ТРОИЦКАЯ Н.В.