Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 29.09.2006 N 75-Г06-9 Заявление о признании незаконными и отмене постановлений Центральной избирательной комиссии Республики Карелия от 17.08.2006 N 65/343-3 и от 22.08.2006 N 66/352-3 удовлетворено правомерно, поскольку соблюдение порядка выдвижения списка кандидатов в депутаты, соответствующее требованиям федерального законодательства, является прямой обязанностью конференции или общего собрания членов партии.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 сентября 2006 года

Дело N 75-Г06-9

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.,

судей Еременко Т.И.,

Манохиной Г.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Центральной избирательной комиссии Республики Карелия о признании незаконными и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Карелия от 17 августа 2006 года N 65/343-3 “О списке кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия четвертого созыва, выдвинутых региональным отделением политической партии “Российская демократическая партия “Яблоко“ в Республике Карелия по одномандатным избирательным округам“ и постановления Центральной избирательной комиссии Республики Карелия от 22 августа 2006 года N 66/352-3 “О регистрации единого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия четвертого созыва, выдвинутого региональным отделением политической партии “Российская демократическая партия “Яблоко“ в Республике Карелия“ по кассационной жалобе регионального отделения политической партии “Российская демократическая партия “Яблоко“ в Республике Карелия на решение Верховного Суда Республики Карелия от 15 сентября 2006 года, которым постановлено: заявление удовлетворить.

Отменить регистрацию списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия четвертого созыва, выдвинутых региональным отделением политической партии “Российская демократическая партия “Яблоко“ в Республике Карелия по одномандатным избирательным округам, произведенную на основании постановления Центральной избирательной комиссии Республики Карелия от 17 августа 2006 года N 65/343-3.

Отменить регистрацию единого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия четвертого созыва, выдвинутого региональным отделением политической партии “Российская демократическая партия “Яблоко“ в Республике Карелия, произведенную постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Карелия
от 22 августа 2006 года N 66/352-3.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения председателя регионального отделения политической партии “Российская демократическая партия “Яблоко“ в Республике Карелия П.И., представителей политической партии “Российская демократическая партия “Яблоко“ в Республике Карелия по доверенностям П.С. и М., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителей по доверенностям ЦИК Республики Карелия Б. и Федеральной регистрационной службы И.Т., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, объяснения представителя ЦИК РФ Г., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Н.Я. Селяниной, полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Центральная избирательная комиссия Республики Карелия обратилась в суд с вышеуказанным заявлением по тем основаниям, что на 8 октября 2006 года постановлением Законодательного Собрания РК от 4 июля 2006 г. N 2519-Ш ЗС назначены выборы депутатов Законодательного Собрания РК четвертого созыва и 18 августа 2006 г. был заверен единый список кандидатов в депутаты законодательного собрания РК четвертого созыва по одномандатным избирательным округам в количестве 3 человек, выдвинутых региональным отделением политической партии “Российская демократическая партия “Яблоко“ в Республике Карелия, а 22 августа 2006 г. Центральная избирательная комиссия РК зарегистрировала единый список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания РК четвертого созыва, выдвинутых региональным отделением политической партии “Российская демократическая партия “Яблоко“ в Республике Карелия, в количестве 25 человек.

После совершения указанных действий Центральной избирательной комиссии стало известно, что региональным отделением политической партии “Яблоко“ были допущены нарушения Федерального закона “О политических партиях“ при выдвижении списка кандидатов.

Из представленного в Центральную избирательную комиссию РК заключения Управления Федеральной регистрационной службы по РК видно, что 21 августа 2006 года в
управление был представлен протокол конференции регионального отделения политической партии “Российская демократическая партия “Яблоко“ в Республике Карелия, из которого видно, что на конференции по выдвижению кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Республики 12.08.06 присутствовало 37 делегатов от 474 зарегистрированных членов партии, в то время как общее количество членов партии, состоящих на учете в региональном отделении, составляет 3824 человека.

Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено наличие в политических партиях зарегистрированных и незарегистрированных членов, тем более разные условия участия членов партии в деятельности партии, ее руководящих и контрольно-ревизионных органов, поэтому избрание на конференции регионального отделения политической партии “Российская демократическая партия “Яблоко“ в Республике Карелия делегатов от 474 так называемых “зарегистрированных“ членов партии, а не от общего числа членов партии, состоящих в региональном отделении, противоречит требованиям действующего законодательства.

Кроме того, при подаче на регистрацию списков кандидатов региональным отделением партии был представлен устав партии в старой редакции, в то время как 09.08.2006, был уже зарегистрирован новый устав партии.

В связи с чем Центральная избирательная комиссия Республики Карелия просила отменить принятые ею постановления по вновь открывшимся обстоятельствам и отменить регистрацию списков кандидатов в депутаты Законодательного Собрания РК.

В судебном заседании представители Центральной избирательной комиссии Республики Карелия И.А. и Б. поддержали заявленные требования и просили отменить состоявшуюся регистрацию списков кандидатов в депутаты Законодательного Собрания РК.

Представители регионального отделения политической партии “Российская демократическая партия “Яблоко“ в Республике Карелия П.С., С., М., П.И., В. с заявленными требованиями не согласны и пояснили, что выборы кандидатов в депутаты происходили на втором этапе конференции 12 августа 2006 года в соответствии с уставом партии в редакции 2004 года и
порядок выдвижения кандидатов в депутаты Законодательного Собрания РК нарушен не был.

По делу постановлено указанное выше решение.

Председатель регионального отделения политической партии “Российская демократическая партия “Яблоко“ в Республике Карелия П.И. подала кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и постановить новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленного требования.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение подлежащим оставлению без изменения.

Как видно из дела, 17 августа 2006 г. Центральная избирательная комиссия РК заверила единый список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания РК четвертого созыва, выдвинутых региональным отделением политической партии “Российская демократическая партия “Яблоко“ в Республике Карелия по одномандатным избирательным округам, в количестве 3 человек, а 22 августа 2006 г. зарегистрировала единый список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия четвертого созыва, выдвинутых региональным отделением политической партии “Российская демократическая партия “Яблоко“ в РК, в количестве 25 человек.

Управление Федеральной регистрационной службы по РК 4 сентября 2006 года сообщило Центральной избирательной комиссии РК том, что региональным отделением партии был нарушен порядок выдвижения кандидатов в депутаты, т.к. на конференции присутствовало 37 делегатов от 474 зарегистрированных членов партии, а не от общего количества членов партии, состоящих на учете в региональном отделении.

В соответствии с п. 2 ст. 35 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“ выдвижение списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О политических партиях“, пп. “и“ п. 1 ст. 21 которого предусматривает, что порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в
органах государственной власти и органах местного самоуправления должен определяться уставом политической партии.

Согласно п. 18.7 устава политической партии “Российская демократическая партия “Яблоко“ в редакции 2004 года (п. 18.4 устава в редакции 2006 года) выдвижение единого списка кандидатов, списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, производится на конференции регионального отделения партии.

В соответствии с п. 15.1.2 устава партии в редакции 2004 года конференция правомочна, если в ее работе принимают участие более половины избранных делегатов и избранные делегаты представляют более половины структурных подразделений регионального отделения, в которых зарегистрировано более половины членов подразделения.

Как следует из протокола конференции регионального отделения политической партии “Яблоко“ в РК от 12 августа 2006 года, на конференцию было выдвинуто 47 делегатов от 13 из 16 местных отделений, присутствовало 37 выдвинутых делегатов, которые представляли 394 зарегистрированных членов партии, что составляет более половины от общего числа зарегистрированных членов партии - 474 человека.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что участниками конференции порядок выдвижения списков кандидатов в депутаты был нарушен.

Как видно из дела, при наличии членов регионального отделения партии в Республике Карелия в количестве 3824 человек на 01.04.2006, в конференции принимало участие 37 делегатов, которые представляли 394 зарегистрированных члена партии, что составляет 15% общего количества членов партии.

Как было установлено в судебном заседании, в выдвижении списков кандидатов в депутаты на региональной конференции принимали участие только так называемые “зарегистрированные члены партии“, которые согласно п. 9.1.14 устава имеют право избирать и быть избранными в руководящие органы, высшим из которых в региональном отделении партии является конференция, а значит,
и формировать мнение всех членов партии по вопросу выдвижения списков кандидатов в депутаты.

В данном случае нарушены требования п. 4 ст. 8 Федерального закона “О политических партиях“, который говорит о том, что политические партии должны создавать равные возможности для представительства в руководящих органах партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также п. п. 4, 5 ст. 23 Федерального закона “О политических партиях“, предусматривающие, что члены политической партии участвуют в деятельности политической партии, имеют права и несут обязанности в соответствии с уставом политической партии и это ведет к нарушению принципа равноправия всех членов партии, закрепленного в п. 1 ст. 8 Федеральный закон “О политических партиях“.

В соответствии с п. 5 ст. 76 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, избирательного блока, список которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации, предусмотренным пунктом 23 статьи 38 настоящего Федерального закона, согласно которому основаниями отказа в регистрации для кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом “О политических партиях“.

В соответствии с пп. “б“ п. 2 ст. 32 Закона РК “О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия“ при предоставлении единых списков кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным
округам, в избирательную комиссию предоставляется нотариально удостоверенная копия действующего устава избирательного объединения.

Как установлено судом, в Центральную избирательную комиссию Республики Карелия региональным отделением политической партии “Российская демократическая партия “Яблоко“ была представлена нотариально заверенная копия старой редакции устава в редакции 2004 года, тогда как в июне 2006 года на съезде партии был принят новый устав, который 9 августа 2006 года зарегистрирован, но в ЦИК РК представлен не был.

В соответствии с п. 8 ст. 32 Закона РК “О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия“ данное обстоятельство является основанием к отказу в выдаче заверенных копий списков кандидатов.

Дав оценку собранным по делу доказательствам, проанализировав законодательство, суд правильно пришел к выводу об удовлетворении заявленного требования, поскольку соблюдение порядка выдвижения списка кандидатов в депутаты, соответствующее требованиям федерального законодательства, является прямой обязанностью конференции или общего собрания членов партии, то в случае нарушения требований закона регистрация списка в соответствии с Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме“ подлежит отмене.

Судебная коллегия находит вывод суда законным и обоснованным, поскольку требования Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ и Закона РК “О выборах депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия“ обязательны для всех избирательных объединений, политических партий и лиц, принимающих участие в выборах в структуры власти.

Довод представителя регионального отделения партии в кассационной жалобе о том, что не смогли своевременно представить новую редакцию устава в ЦИК РК по уважительным причинам, нельзя признать состоятельным, поскольку устав обязателен для исполнения каждым членом партии, на время проведения конференции 12 августа 2006 года действовала
новая редакция устава, которая должна была быть предоставлена ЦИК РК при подаче списков кандидатов.

Не свидетельствуют о неправильности постановленного по делу решения и доводы кассационной жалобы о том, что факт выдвижения кандидатов в депутаты только от числа зарегистрированных членов партии не является вновь открывшимся обстоятельством, т.к. протокол конференции был представлен в Центральную избирательную комиссию РК и в Управление Федеральной регистрационной службы по РК, и у ЦИК РК не возникло право на обращение в суд.

Как установлено судом, в компетенцию Центральной избирательной комиссии РК не входит обязанность проверять правомерность принятых решений, а из объяснений в судебном заседании представителя ЦИК РК Б. видно, что на время представления документов не имелось данных о нарушении региональным отделением партии порядка выдвижения кандидатов и об этом стало известно только из письма контролирующего органа - Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия от 31.08.2006 N 03-10/4116, с учетом выводов суда это обстоятельство правомерно было расценено как вновь открывшееся, и избирательная комиссия в этом случае вправе обратиться в суд с указанным выше требованием.

Руководствуясь ст. ст. 360 и 361 ГПК Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Карелия от 15 сентября 2006 года оставить без изменения, а кассационную жалобу председателя регионального отделения политической партии “Российская демократическая партия “Яблоко“ в Республике Карелия П.И. - без удовлетворения.