Решения и определения судов

Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 03.05.2006 N 202п06 Судебные решения по делу об убийстве и незаконном приобретении, передаче, хранении, перевозке и ношении огнестрельного оружия и боеприпасов к нему в отношении осужденного в части осуждения его по ч. 1 ст. 222 УК РФ отменены, производство по делу в этой части прекращено в соответствии с примечанием к статье 222 УК РФ; в остальной части судебные решения в отношении осужденного оставлены без изменения.

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 мая 2006 г. N 202п06

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Лебедева В.М.,

членов Президиума Радченко В.И.,

Петроченкова А.Я.,

Верина В.П.,

Кузнецова В.В.,

Разумова С.А.,

Карпова А.И.,

Свиридова Ю.А.,

Магомедова М.М.,

Жуйкова В.М.

рассмотрел уголовное дело по надзорной жалобе осужденного В. на приговор Приморского краевого суда от 19 октября 2001 г., по которому

В., <...>, судимый: 24 ноября 1992 года по ст. 146 ч. 2 п. п. “а“, “е“ УК РСФСР, с учетом внесенных изменений, к 2 годам 6 месяцам лишения свободы условно; 10 ноября 1994 года по ст. 103 УК РСФСР к 6 годам лишения свободы, на основании ст. 41 УК РСФСР к 6 годам 6 месяцам лишения свободы, освобожден 4 ноября 1999 года условно-досрочно на 1 год 6 месяцев 5 дней,

осужден по ст. 222 ч. 2 УК
РФ к 5 годам лишения свободы, по ст. 105 ч. 2 п. “н“ УК РФ к 20 годам лишения свободы, по ст. ст. 30 ч. 3, 105 ч. 2 п. п. “е“, “к“, “н“ УК РФ к 12 годам лишения свободы, на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, назначено 24 года лишения свободы.

На основании ст. 70 УК РФ к назначенному наказанию частично присоединено неотбытое наказание по приговору от 10 ноября 1994 года и окончательно назначено 25 лет лишения свободы в исправительной колонии особого режима.

Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2002 года приговор оставлен без изменения.

Постановлением судьи Партизанского районного суда Приморского края от 25 февраля 2005 года из приговора исключены квалифицирующие признаки “неоднократно“, а также указание об особо опасном рецидиве преступлений. Постановлено считать В. осужденным по ст. 222 ч. 1 УК РФ (в редакции от 8 декабря 2003 года) к 4 годам лишения свободы, по ст. 105 ч. 1 УК РФ к 15 годам лишения свободы, по ст. ст. 30 ч. 3, 105 ч. 2 п. п. “е“, “к“ УК РФ к 9 годам 9 месяцам лишения свободы. На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ путем частичного сложения наказаний назначено 19 лет лишения свободы. В соответствии со ст. 70 УК РФ частично присоединено неотбытое наказание по приговору от 10 ноября 1994 года и окончательно назначено 20 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

В надзорной жалобе осужденный В. просит об отмене приговора по ст. 222
УК РФ, а также о переквалификации его действий на ст. 109 УК РФ.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Рудакова С.В., изложившего обстоятельства уголовного дела, содержание приговора, кассационного определения и постановления судьи, мотивы надзорной жалобы и вынесения постановления о возбуждении надзорного производства, мнение заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Фридинского С.Н., полагавшего надзорную жалобу удовлетворить частично, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

установил:

В. признан виновным в совершении преступлений при следующих обстоятельствах.

В 1992 году В. незаконно приобрел, присвоив случайно найденный им на даче его родственников в районе 151 километра Партизанского района Приморского края обрез гладкоствольного ружья ИЖ КБ 16 калибра N У 00717, являющийся огнестрельным оружием, незаконно хранил его на этой даче до весны 2000 года, а затем незаконно перевез на автомашине “Митцубиси Дибонаир“ в свою квартиру <...>, где незаконно хранил до 28 апреля 2001 года.

В этот день он незаконно носил этот обрез при себе, перевозил его в общественном транспорте, а около 16 часов передал на хранение своему знакомому М.

Осенью 2000 года в тайге в районе с. Сергеевка Партизанского района Приморского края В., действуя неоднократно, незаконно, не имея специального разрешения, приобрел 8 охотничьих патронов 16 калибра, являющихся боеприпасами, которые незаконно привез на автомашине в свою квартиру, где незаконно хранил, а 28 апреля 2001 года 6 патронов незаконно носил при себе и перевозил на общественном транспорте, два патрона использовал при совершении преступления, а 4 патрона около 16 часов незаконно передал на хранение М. вместе с обрезом.

28 апреля 2001 года, в 12-м часу дня, находясь в состоянии алкогольного опьянения, имея при себе обрез и 6 патронов,
В. со своим знакомым пришел в гости к Н.А., Н.Т. в дом <...>.

Во дворе указанного дома между Н.Т. и В. возникла ссора из-за того, что Н.Т. упрекала В. в том, что тот пришел в гости пьяный и с незнакомым человеком.

На почве неприязненных отношений, возникших в результате ссоры, В. зашел в кухню дома и с целью убийства выстрелил из обреза с близкого расстояния в Н.Т. в область живота, причинив одиночное слепое проникающее в брюшную полость дробовое ранение живота, со сквозным ранением внутренней половины левой молочной железы и с повреждением правой доли печени, в результате чего наступила смерть потерпевшей.

Сразу после убийства Н.Т., когда В. перезаряжал обрез другим патроном, в дом забежала Я.

Понимая, что Я. может уличить его в убийстве своей матери, В. с целью скрыть совершенное преступление решил убить Я. и стал ее преследовать, требуя остановиться. Выбежав за калитку ограды дома, около которой находилась свекровь Я. - Б. с малолетней внучкой - С., 23 октября 2000 года рождения, Я. взяла на руки свою дочь и стала говорить В. не убивать ее. В. настаивал на том, чтобы Я. пошла в дом, но она с малолетней дочерью на руках стала убегать от него.

Понимая, что Я. с дочерью пытается скрыться от него, В. решил убить Я. с целью скрыть ранее совершенное убийство, допуская, что он может убить и ее малолетнюю дочь. С целью убийства В. произвел из обреза выстрел дробовым зарядом в убегавшую с ребенком на руках Я., однако по не зависящим от него обстоятельствам умысел на убийство Я. не довел до конца, т.к. в
результате выстрела дробовой заряд попал в малолетнюю С., находившуюся на руках у матери.

В результате одиночного огнестрельного дробового ранения головы с разрушением теменных и височных костей и вещества головного мозга наступила смерть малолетней С.

После убийства Н.Т. и С. и покушения на убийство Я. В. передал обрез и 4 патрона своему знакомому М., <...>, у которого впоследствии, 10 мая 2001 года, они были изъяты.

В надзорной жалобе осужденный В. указывает, что добровольно выдал оружие, а также не предвидел и не желал смерти малолетней С. В. просит переквалифицировать его действия на ст. 109 УК РФ, а в части осуждения по ст. 222 УК РФ приговор отменить и смягчить наказание.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит надзорную жалобу осужденного В. подлежащей частичному удовлетворению.

Виновность осужденного в убийстве Н.Т., С. и в покушении на убийство Я. установлена совокупностью имеющихся в деле доказательств.

Действия осужденного квалифицированы правильно.

Доводы В. о том, что он не предвидел смерти малолетней С., несостоятельны, поскольку действия В. носили умышленный характер и, стреляя из обреза дробовым зарядом с близкого расстояния в Я., у которой на руках была малолетняя С., то есть действуя общеопасным способом, В. сознательно допускал наступление смерти малолетней потерпевшей.

Оснований для переквалификации действий В. в части убийства С. на ст. 109 УК РФ не имеется.

Вместе с тем В. необоснованно осужден, с учетом внесенных изменений, по ст. 222 ч. 1 УК РФ.

В соответствии с примечанием к ст. 222 УК РФ, действовавшим на момент совершения преступления и вынесения приговора, лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного
состава преступления.

Судом установлено, что В. 28 апреля 2001 года после убийства Н.Т., С. и покушения на убийство Я. передал своему знакомому М., проживающему на ул. Ленинской, на хранение 4 патрона и обрез гладкоствольного ружья ИЖ КБ 16 калибра N У 00717.

Из показаний свидетеля М. усматривается, что В. оставил у него свою сумку зеленого цвета. Через несколько дней, узнав об аресте В., обрез и 4 патрона он спрятал в подвале дома, а сумку выбросил.

В письменном заявлении о явке с повинной, сделанном после задержания, В. изложил обстоятельства совершенных преступлений и указал, что сумку он оставил у своего знакомого на Ленинской улице.

Поскольку В. заявил, что обрез охотничьего ружья после убийства он отдал на хранение М., следователь отдельным поручением от 8 мая 2001 года, адресованным начальнику УВД г. Находки, предложил произвести выемку обреза и патронов у М., приложив соответствующее постановление о производстве выемки.

В связи с этим 10 мая 2001 года обрез охотничьего ружья и 4 патрона были изъяты у лица, указанного В.

Таким образом, изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что до задержания В. по подозрению в совершении убийства и сделанного им заявления, а также его показаний, на которые следователь сослался в отдельном поручении, правоохранительные органы не располагали сведениями о местонахождении оружия и патронов.

При таких данных В. не мог быть привлечен к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 222 ч. 1 УК РФ, и поэтому судебные решения в этой части подлежат отмене с прекращением производства по делу.

В связи с уменьшением объема обвинения В. ему необходимо назначить более мягкое наказание по совокупности преступлений.

На основании изложенного и
руководствуясь ст. ст. 407, 408 УПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

1. Надзорную жалобу осужденного В. удовлетворить частично.

2. Приговор Приморского краевого суда от 19 октября 2001 года, определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2002 года, постановление судьи Партизанского районного суда Приморского края от 25 февраля 2005 года в отношении В. в части осуждения по ст. 222 ч. 1 УК РФ отменить и дело в этой части производством прекратить в соответствии с примечанием к ст. 222 УК РФ.

На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 105 ч. 1, 30 ч. 3, 105 ч. 2 п. п. “е“, “к“ УК РФ, путем частичного сложения наказаний назначить 18 лет лишения свободы.

На основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров к назначенному наказанию частично присоединить неотбытое наказание по приговору от 10 ноября 1994 года и окончательно назначить В. 19 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

В остальном судебные решения в отношении его оставить без изменения.

Председательствующий

В.М.ЛЕБЕДЕВ