Решения и определения судов

Постановление Совета судей РФ от 30.11.2006 N 169 “О предложениях Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации по внесению изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового статуса судей

СОВЕТ СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 2006 г. N 169

О ПРЕДЛОЖЕНИЯХ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВНЕСЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЙ

В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУДЕЙ

Обсудив концепции и проекты изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового статуса судей, разработанные в Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, Совет судей Российской Федерации считает необходимым отметить следующее.

Пунктом 42 Плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2006 г. положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 38-р,
со ссылкой на который разработаны названные предложения Минэкономразвития России, предусмотрено внесение изменений в Закон Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации“ и Федеральный закон “Об органах судейского сообщества в Российской Федерации“. При этом указывается на необходимость повышения установленных требований к кандидату в судьи, уточнения требований к процедуре конкурсного отбора кандидатов в судьи, совершенствования механизмов привлечения судей к дисциплинарной ответственности и порядка формирования и требований к информационной открытости деятельности квалификационных коллегий судей, усложнения процедуры отстранения судьи от должности.

Предложения, содержащиеся в пункте 42 Плана, носят уточняющий характер, направлены на конкретизацию положений действующего законодательства и не предполагают изменений законодательства о судоустройстве и о статусе судей концептуального характера, поэтому они заслуживают внимания.

Вместе с тем, практическая реализация указанных предложений, нашедшая отражение в разработанных в Минэкономразвития России концепциях и законопроектах о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового статуса судей, вызывает серьезную озабоченность.

В частности, предлагается внести в Федеральный конституционный закон “О судебной системе Российской Федерации“ и другие законы изменения, предусматривающие переход на систему выборов председателей и заместителей председателей федеральных судов судьями соответствующего суда, установление 5-летнего срока пребывания их в должности, недопущение неоднократного избрания одного и того же лица на соответствующую должность руководителя суда.

В качестве обоснования этих изменений указывается на несоответствие существующей системы назначения руководителей судов современным представлениям о правовом государстве, поскольку она, по мнению разработчиков, предоставляет законодательной и исполнительной ветвям власти полномочия, позволяющие оказывать весьма существенное влияние на судебную ветвь власти, что препятствует формированию у судей состояния независимости.

Вряд ли указанные цели смогут оправдать такие последствия, как состояние неопределенности, дестабилизации
деятельности судов по осуществлению правосудия, вероятность наступления которых в случае принятия предложенных изменений очень велика.

В целях совершенствования механизмов привлечения судей к ответственности предлагается передать полномочия по вынесению дисциплинарных наказаний от квалификационных коллегий новому специализированному судебному органу - Дисциплинарному суду, наделив его правом формировать службу внутреннего контроля с целью проведения внутреннего расследования, предшествующего рассмотрению дела Дисциплинарным судом.

К компетенции Дисциплинарного суда предлагается отнести решение вопросов о прекращении полномочий судей, наложении на них дисциплинарного взыскания в форме предупреждения, в том числе на основании жалоб в случаях констатации надзорной инстанцией существенных процессуальных нарушений, допущенных судьями нижестоящих судов; о возбуждении уголовного дела в отношении судей; об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключение под стражу; о проведении в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий.

Предполагается также изменить систему отбора кандидатов в судьи, предусмотрев обязательность прохождения специального подготовительного курса; отказаться от назначения судей с 3-годичным сроком, заменив его аттестацией; совершенствовать требования к деятельности судьи, в том числе регламентировать профессиональную карьеру судьи, установить основные правила профессионального поведения судей; совершенствовать организацию и деятельность органов судейского сообщества, предусмотрев возможность существования множественности форм судейского самоуправления и др.

В качестве обоснования предлагаемых изменений указывается на недостаточно высокий уровень правовой квалификации судей, однако эти доводы не сопровождаются ссылками на какие-либо аналитические материалы и статистические данные. Расчет делается на то, что изменение правового регулирования в данной сфере позволит открыть процесс обновления судейского корпуса и повышения его качества, соответствующего новым условиям.

Содержание предлагаемых изменений, их аргументация дают основания для вывода о том, что они выходят за пределы предусмотренных в пункте 42 плановых мероприятий, носят концептуальный характер и
по существу означают очередную судебную реформу.

В связи с этим Совет судей Российской Федерации отмечает, что инициирование Правительством Российской Федерации обширной судебной реформы в целях обеспечения условий для создания и развития рыночных институтов, защиты прав собственности (раздел 7 Программы) не вполне увязывается с принципом разделения властей.

Кроме того, предложения о проведении новой судебной реформы фактически представляют собой отказ от тех концептуальных изменений, которые сравнительно недавно были внесены в законодательство о судебной системе и о статусе судей по инициативе Президента Российской Федерации.

Совет судей Российской Федерации считает, что данные предложения, направленные на кардинальное реформирование судебной системы и правового статуса судей, требуют серьезной комплексной проработки с участием органов судейского сообщества, представителей судов различного уровня, законодательной и исполнительной ветвей власти, их согласования с федеральной целевой программой “Развитие судебной системы России“ на 2007-2011 годы, а также широкого обсуждения таких предложений до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации соответствующих законопроектов.

Учитывая изложенное, Совет судей Российской Федерации

постановляет:

1. Направить настоящее постановление Совета судей Российской Федерации Президенту Российской Федерации Путину В.В. и в Правительство Российской Федерации.

2. Просить Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Собянина С.С. сформировать представительную комиссию по обобщению и проработке всех законопроектов и предложений, касающихся изменений законодательства о судебной системе и статусе судей, в том числе подготовленных Минэкономразвития России, и выработке концепции совершенствования правового регулирования в этой сфере.

3. Направить настоящее постановление Совета судей Российской Федерации, а также подготовленные Минэкономразвития России предложения в советы судей субъектов Российской Федерации для обсуждения.

Председатель Совета

Ю.И.СИДОРЕНКО