Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.12.2006 N Ф04-7904/2006(28682-А46-26) по делу N А46-3264/2006 Поскольку при принятии решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией налоговый орган совершает юридически значимое действие, в результате которого налогоплательщику выдается решение, а все действия о поданных лицах заносятся в Единый государственный реестр юридических лиц, то госпошлина заявителю не возвращается.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 2006 года Дело N Ф04-7904/2006(28682-А46-26)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу города Омска на решение от 12.05.2006 и постановление апелляционной инстанции от 30.08.2006 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-3264/2006 по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Скиф-2000“, город Омск, к инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу города Омска о признании незаконным бездействия должностных лиц налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Скиф-2000“ (далее - ООО “Скиф-2000“), город Омск, обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к инспекции Федеральной
налоговой службы по Кировскому административному округу города Омска (далее - налоговый орган) о признании незаконным, с учетом уточненных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований, решения от 10.02.2006 об отказе в государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией и об обязании налогового органа осуществить государственную регистрацию ООО “Скиф-2000“ в связи с его ликвидацией: внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности общества, выдать заявителю свидетельство о государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией.

Решением от 12.05.2006 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 30.08.2006 апелляционной инстанции, заявленные требования удовлетворены.

Признано незаконным решение налогового органа от 10.02.2006 об отказе в государственной регистрации ООО “Скиф-2000“ в связи с его ликвидацией.

Суд обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения путем осуществления государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией, внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности ООО “Скиф-2000“, выдать заявителю свидетельство о государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией.

Судебные инстанции мотивировали данный вывод тем, что у налогового органа не было оснований для отказа в государственной регистрации общества, поскольку, первоначально обращаясь в налоговый орган за регистрацией юридического лица в связи с его ликвидацией, ООО “Скиф-2000“ уплатило государственную пошлину за совершение данного действия. Она не была возвращена заявителю.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить вынесенные судебные акты и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.

Считает вынесенное решение об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица соответствующим действующему законодательству, так как обществом не представлены документы, определенные Федеральным законом N 129-ФЗ
от 08.08.2001 “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

Указывает, что при отказе в государственной регистрации государственная пошлина налогоплательщику не возвращается, так как отказ - это юридически значимое действие, в результате которого налогоплательщику выдается решение.

Отмечает, что судом не учтено то обстоятельство, что при рассмотрении документов налоговым органом обнаружено внесение недостоверных сведений в ликвидационный баланс общества, в котором сказано об отсутствии задолженности перед налоговым органом. Данное обстоятельство не описано в решении об отказе в регистрации ликвидации общества, но является одним из оснований, повлиявшим на отказ в регистрации помимо отсутствия государственной пошлины.

Отзыв на кассационную жалобу от ООО “Скиф-2000“ не представлен.

Заслушав представителя налогового органа, поддержавшего доводы, изложенные в жалобе, суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, пришел к выводу об удовлетворении кассационной жалобы.

Материалами дела установлено, что ООО “Скиф-2000“ обратилось в налоговый орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. 19.01.2006 налоговым органом вынесено решение об отказе в государственной регистрации в связи с непредставлением обществом определенных пунктом 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ документов, необходимых для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, в частности, отсутствие заявления формы N Р16001, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 760 от 13.12.2005.

После устранения указанной ошибки общество повторно представило документы для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

10.02.2006 налоговым органом вынесено решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с
непредставлением определенных подпунктом “в“ пункта 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ документов, в частности, в связи с отсутствием документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Не согласившись с указанным решением налогового органа, ООО “Скиф-2000“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Кассационная инстанция, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, исходит из следующих норм права.

В соответствии с требованиями статей 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации, каждому налогоплательщику предоставлено право обжалования в суде актов налоговых органов ненормативного характера, если эти акты нарушают права налогоплательщиков.

В этом случае исходя из положений статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель должен доказать в судебном заседании, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из положений пункта 1 статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина - это сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой.

Порядок возврата государственной пошлины регулируется положениями статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации. Перечень оснований возврата госпошлины исчерпывающий, не подлежит расширительному толкованию.
В нем не предусмотрен возврат государственной пошлины при отказе в государственной регистрации юридического лица.

Материалами дела установлено, что решением от 19.01.2006 налоговым органом было отказано в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением им подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме N Р16001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации N 760 от 13.12.2005.

Учитывая, что при принятии решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией налоговый орган совершает юридически значимое действие, в результате которого налогоплательщику выдается решение, а все сведения о поданных документах заносятся в Единый государственный реестр юридических лиц, то госпошлина не подлежит возврату заявителю.

Исходя из положений пункта 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 (в редакции от 02.07.2005) “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины.

Поскольку при повторной подаче обществом документов для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией отсутствовал документ об уплате государственной пошлины, налоговым органом вынесено правомерное решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением определенного подпунктом “в“ пункта 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ документа, подтверждающего уплату госпошлины.

Учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы имеющиеся в деле доказательства, но неправильно применены нормы права, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отмене состоявшихся по делу
судебных актов и принятии нового решения - об отказе в удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью “Скиф-2000“ требований.

Исходя из положений пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 4000 руб. за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций подлежит взысканию с общества с ограниченной ответственностью “Скиф-2000“.

В соответствии с пунктом 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исполнительный лист на основании постановления суда кассационной инстанции выдается соответствующим арбитражным судом, рассматривавшим дело в первой инстанции.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 13 час. 25.12.2006.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 статьи 110, пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289, статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 12.05.2006 и постановление от 30.08.2006 апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области по делу N А46-3264 2006 отменить. Принять по делу новое решение. В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью “Скиф-2000“ требований отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью “Скиф-2000“ г. Омска государственную пошлину в размере 4000 (четырех тысяч) руб. за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.