Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.12.2006 N Ф04-8372/2006(29421-А03-22) по делу N А03-13704/2005-13 Иск военного комиссариата о признании права оперативного управления на недвижимое имущество удовлетворен правомерно, поскольку имущество вооруженных сил является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 декабря 2006 года Дело N Ф04-8372/2006(29421-А03-22)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Барнаула (лицо, не участвующее в деле) на решение от 14.12.2005 и постановление апелляционной инстанции от 16.05.2006 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-13704/2005-13 по иску Военного комиссариата Железнодорожного района города Барнаула к комитету по управлению муниципальной собственностью города Барнаула, при участии третьего лица: территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Алтайскому краю,

УСТАНОВИЛ:

Военный комиссариат Железнодорожного района города Барнаула, в настоящее время Военный комиссариат Железнодорожного, Октябрьского и
Центрального районов города Барнаула (далее - Комиссариат) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с иском к комитету по управлению муниципальной собственностью города Барнаула (далее - Комитет) о признании права оперативного управления на недвижимое имущество - здание, расположенное по адресу: город Барнаул, улица Строителей, 54, и обязании Комитета исключить указанное здание из реестра муниципальной собственности.

Уточнив в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковые требования, истец просил также признать право оперативного управления на здание гаража, расположенное по тому же адресу.

Решением суда от 14.12.2005 исковые требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции арбитражного суда от 16.05.2006 решение оставлено без изменения.

Оставляя решение в силе, суд апелляционной инстанции сделал вывод, что представленные документы свидетельствуют о том, что на момент принятия Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 истец владел и пользовался спорным имуществом.

С решением первой и постановлением апелляционной инстанций суда не согласно Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Барнаула (далее - Управление по делам ГОЧС города Барнаула), обращаясь с кассационной жалобой, просит их изменить: выделить долю общей площадью 248,4 кв. м части первого и полуподвального этажа в административном здании, расположенном по адресу: город Барнаул, улица Строителей, 54, и включить ее в реестр объектов муниципальной собственности с целью размещения на праве оперативного управления курсов гражданской обороны Управления по делам ГОЧС города Барнаула.

Считает вынесенные судебные акты незаконными и необоснованными в связи с тем, что при их принятии были затронуты интересы заявителя жалобы, занимающего часть помещений на основании договора аренды с муниципалитетом.

Комиссариат в отзыве на кассационную жалобу возражает против доводов заявителя, поскольку суды правильно
установили, что здание военкомата, построенное в 1969 году по проекту Военпроекта, относится исключительно к федеральной собственности, поэтому истец владеет этим имуществом на праве оперативного управления. Управление по делам ГОЧС города Барнаула входит в систему Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, учрежденного Указом Президента Российской Федерации от 10.01.94 N 66, и прав на занимаемое истцом здание не имеет. Вопрос о выделении ему помещений разрешен.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены, исходя из следующего.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ и приложением N 1 к нему, имущество вооруженных сил, независимо от того, на чьем балансе оно находится, относится исключительно к федеральной собственности.

Правовой статус и деятельность военкоматов регулируются Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1999 N 1372 (далее - Положение).

Согласно пункту 2 Положения военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в республиках, краях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах, а также в районах, городах (без районного деления), административных образованиях и входят в состав военных округов, на территории которых они находятся.

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона “Об обороне“ имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В силу пункта 18 Положения материальное, техническое, финансовое и другие виды обеспечения военных комиссариатов осуществляются Министерством обороны Российской Федерации, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно пунктам 4 и 8 Положения в военных комиссариатах предусмотрена военная служба и комиссариаты непосредственно решают вопросы в области обороны Российской Федерации.

С учетом изложенного суды правильно установили, что имущество Комиссариата отнесено к федеральному уровню собственности в силу прямого указания закона - приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, и закреплено за ним на праве оперативного управления (статьи 120, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).

С учетом того, что ответчиком при включении федерального имущества в реестр муниципальной собственности нарушены имущественные права истца, суды правомерно удовлетворили требование о признании права оперативного управления Комиссариата на административное здание и гараж, расположенные по улице Строителей, 54 в городе Барнауле.

Оснований для удовлетворения кассационной жалобы Управления по делам ГОЧС города Барнаула не установлено. Требование об изменении решения суда от 14.12.2005 и постановления суда апелляционной инстанции от 16.05.2006 путем выделения части занимаемых Управлением по делам ГОЧС города Барнаула площадей и включении их в реестр объектов муниципальной собственности не основано на законе и противоречит существу разрешенного спора.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Определением ФАС Западно-Сибирского округа от 02.02.2007 N Ф04-8372/2006(29421-А03-22) в данном постановлении исправлена опечатка - вместо “кассационную жалобу Военного комиссариата Железнодорожного района города Барнаула“ следует
читать “кассационную жалобу управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Барнаула“.

Решение от 14.12.2005 и постановление апелляционной инстанции от 16.05.2006 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-13704/2005-13 оставить без изменения, кассационную жалобу Военного комиссариата Железнодорожного района города Барнаула - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.