Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.11.2006 N Ф04-7689/2006(28562-А03-11) по делу N А03-5610/06-24 Иск энергоснабжающей организации о взыскании убытков с Российской Федерации удовлетворен правомерно в связи с неисполнением ответчиком обязанности по возмещению расходов по предоставлению многодетным семьям льгот по оплате электроэнергии.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 ноября 2006 года Дело N Ф04-7689/2006(28562-А03-11)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Алтайскому краю на решение суда первой инстанции от 07.07.2006 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-5610/06-24 по иску Алтайского краевого государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей “Алтайкрайэнерго“ к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Алтайскому краю, при участии третьего лица: Комитета по социальной защите населения администрации Усть-Пристанского района Алтайского края, о взыскании 10805,8 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Алтайское краевое государственное унитарное предприятие коммунальных электрических сетей
“Алтайкрайэнерго“ (далее - АКГУП КЭС “Алтайкрайэнерго“) обратилось к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Алтайскому краю с иском о взыскании 10805,8 руб. убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии многодетными семьями во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ за период с 01.09.2004 по 01.01.2005.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечен Комитет по социальной защите населения администрации Усть-Пристанского района Алтайского края.

Представитель истца в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил сумму иска на 2198,15 руб.

Ответчик исковые требования не признал.

Решением суда первой инстанции от 07.07.2006 исковые требования удовлетворены, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации взыскано в пользу истца 8459,95 руб. убытков. В остальной части в иске отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

С принятым судебным актом не согласно Министерство финансов Российской Федерации. Заявитель считает, что решение принято с нарушением норм материального права. Суд не исследовал в полном объеме условия наступления ответственности по правилам статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации; истцом не доказана совокупность обстоятельств, влекущих наступление ответственности в виде убытков, в частности, не доказано наличие убытков, размер, причинная связь между действиями ответчика и убытками истца. Просит принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, АКГУП КЭС
“Алтайкрайэнерго“ в соответствии с Указом Президента Российской Федерации “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ в период с 01.09.2004 по 01.01.2005 предоставляло многодетным семьям льготу по оплате электроэнергии в размере 30 процентов от стоимости услуг. Понесенные в связи с этим расходы в размере 8459,95 руб. истцу возмещены не были.

О взыскании этих убытков истец обратился в арбитражный суд с иском.

Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что государством осуществляются социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан, в связи с чем Указом Президента Российской Федерации “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ предусмотрено, что такие лица имеют льготу по оплате электроэнергии.

Согласно Указу, истец в период с 01.09.2004 по 01.01.2005 оказал услуги данной категории граждан по заниженной цене, в связи с чем понес определенные расходы.

В качестве доказательств понесенных убытков истец представил реестры лиц, имеющих право на льготную оплату услуг, подписанный сторонами акт сверки задолженности по возмещению расходов по оказанным услугам, счета-фактуры, связанные с реализацией вышеназванного Указа.

В соответствии с подпунктом б пункта 1 Указа Президента Российской Федерации “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ для многодетных семей установлены скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.

В пункте 3 названного Указа Министерству финансов Российской Федерации поручено совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.

Согласно пункту 2 совместного письма Министерства финансов Российской Федерации N 51 и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации N 1-2359-18 от 29.06.92 “О финансировании мероприятий по социальной
поддержке многодетных семей“ предоставление многодетным семьям возмещения затрат по оплате за пользование электроэнергией производится за счет местных бюджетов.

Однако вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2003 N ГКПИ 03-139 пункт 2 названного письма признан недействующим. Иными правовыми актами порядок распределения расходов на выплату компенсаций за предоставление многодетным семьям предусмотренных льгот не установлен.

Принимая решение по делу, суд первой инстанции правомерно указал, что отсутствие порядка возмещения расходов не может являться основанием для возложения расходов, связанных с предоставлением льгот, установленных Ф.И.О. на коммерческую организацию за счет ее собственных средств. Таким основанием не может являться и отсутствие бюджетного финансирования.

Данные обстоятельства не указывают на наличие элементов вины энергоснабжающей организации в понесенных им убытках, не лишают истца права на их возмещение и не освобождают Министерство финансов Российской Федерации от исполнения финансовых обязательств.

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.

Арбитражный суд первой инстанции, установив факт неисполнения Российской Федерацией своей обязанности по возмещению расходов по предоставлению многодетным семьям льгот по оплате электроэнергии, обоснованно взыскал убытки с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации как с органа, выступающего от имени казны Российской Федерации.

Судом первой инстанции в соответствии со статьей 154 Налогового кодекса Российской Федерации правомерно сделан вывод о взыскании
убытков за минусом суммы НДС.

Кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены либо изменения оспариваемого судебного акта. Судом исследованы фактические обстоятельства по делу в полном объеме, правильно применены нормы материального права и не нарушены нормы процессуального права.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 07.07.2006 по делу N А03-5610/06-24 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.