Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.11.2006 N Ф04-7119/2006(27840-А03-8) по делу N А03-21926/05-15 Удовлетворяя частично иск о взыскании убытков, понесенных истцом в связи с предоставлением льгот по оплате электрической энергии гражданам Федеральным законом “О ветеранах“, суд правомерно взыскал указанные убытки с уполномоченного органа, выступающего от имени казны субъекта Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 ноября 2006 года Дело N Ф04-7119/2006(27840-А03-8)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края на решение от 25.04.2006 Арбитражного суда Алтайского края (резолютивная часть объявлена 12.04.2006) и постановление апелляционной инстанции этого же суда от 16.08.2006 по делу N А03-21926/05-15 по иску Алтайского краевого государственного унитарного предприятия коммунальных электрических сетей “Алтайкрайэнерго“ к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, администрации Мамонтовского района Алтайского края, Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Мамонтовского района о
взыскании 72000,94 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Алтайское краевое государственное унитарное предприятие коммунальных электрических сетей “Алтайкрайэнерго“ (далее Алтайкрайэнерго) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к администрации Мамонтовского района Алтайского края, Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Мамонтовского района (далее районный Комитет по финансам) о взыскании убытков в сумме 72000,94 руб., понесенных истцом в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии гражданам в целях реализации ФЗ “О ветеранах“ за период с 01.09.2004 по 31.12.2004.

Исковые требования мотивированы ссылками на статьи 15, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Определением от 11.01.2006 Арбитражный суд Алтайского края по ходатайству истца привлек к участию в деле в качестве ответчика Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края (далее краевой Комитет по финансам).

Краевой Комитет по финансам с исковыми требованиями не соглашался, ссылался на то, что целевых денежных средств на компенсацию расходов бюджета Алтайского края, связанных с предоставлением льгот по ФЗ “О ветеранах“, из федерального бюджета не поступает. Считал, что расходы истца подлежат возмещению за счет средств местных бюджетов, краевой Комитет по финансам свои бюджетные обязательства выполнил.

Решением от 25.04.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.08.2006, Арбитражный суд Алтайского края исковые требования удовлетворил в размере 53513,42 руб. за счет казны Алтайского края в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края. В удовлетворении требований к администрации Мамонтовского района и Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Мамонтовского района отказал.

В настоящей кассационной жалобе краевой Комитет по финансам предлагает состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых
требований.

Ссылается на то, что целевых денежных средств на компенсацию расходов бюджета Алтайского края, связанных с предоставлением льгот по ФЗ “О ветеранах“, из федерального бюджета не поступает. Расходы по оплате коммунальных услуг, установленных ФЗ “О ветеранах“, учитываются в бюджетах районов и городов Алтайского края при определении дотации и нормативов отчислений от регулирующих доходов. В соответствии с Законом Алтайского края “Об утверждении отчета об исполнении краевого бюджета за 2004 год“ краевой бюджет по показателю “Дотации районам и городам“ исполнен в размере 100% от плановых назначений.

Считает, что казной Алтайского края обязательства по финансированию льгот исполнены в полном объеме. Полагает: судом взыскана не подтвержденная доказательствами сумма.

На кассационную жалобу поступил отзыв, в котором истец считает необоснованными доводы кассационной жалобы и указывает на отсутствие оснований к отмене принятых по делу решений. Полагает, что в ходе рассмотрения настоящего дела ответчик не представил арбитражному суду доказательства своих доводов о надлежащем финансировании органов местного самоуправления для возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам.

Законность состоявшихся по делу решений проверена в соответствии со статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оснований для отмены либо изменения решения арбитражного суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции не имеется.

Заявив требование о возмещении краевым Комитетом по финансам понесенных Алтайкрайэнерго расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам, истец ссылался на те обстоятельства, что ввиду недостаточного финансирования соответствующей бюджетной статьи им недополучены доходы в сумме 72000,94 руб.

Рассматривая возникший между сторонами спор, арбитражный суд правомерно посчитал требования истца подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ
N 8 от 01.07.96 в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Согласно ФЗ “О ветеранах“ отдельные категории ветеранов пользуются льготой по оплате в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления).

Часть 2 статьи 10 названного Закона устанавливает, что расходы на реализацию льгот ветеранам и инвалидам по оплате коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Статьей 28 Закона Алтайского края от 29.12.2003 N 77-ЗС “О краевом бюджете на 2004 год“ определено, что в бюджетах районов и городов Алтайского края при определении дотаций из краевого фонда финансовой поддержки муниципальных образований и нормативов отчислений от регулирующих доходов учтены расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, предусмотренных в соответствии с ФЗ “О ветеранах“, за счет средств субъекта Российской Федерации.

Недостаточность средств в бюджете, как верно указал арбитражный суд, не может являться основанием для освобождения от исполнения обязательств по компенсации понесенных истцом расходов.

Арбитражный суд Алтайского края правомерно возместил истцу 53513,42 руб. за счет казны Алтайского края в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края.

Принимая такое решение, арбитражный суд исходил из того, что за период с 01.09.2004 по 31.12.2004 понесенные истцом расходы от предоставления
льгот ветеранам по оплате электроэнергии составили 72000,94 руб., платежным поручением от 28.11.2005 истцу перечислено 18487,52 руб., непокрытой осталась сумма 53513,42 руб.

Оснований считать эти выводы арбитражного суда неправильными у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку названные истцом обстоятельства и расчеты подтверждены надлежащими доказательствами - подписанным и проверенным администрацией Мамонтовского района, районным Комитетом по финансам, районным Комитетом по соцзащите населения реестром к акту сверки задолженности по возмещению льгот за период с 01.09.2004 по 01.01.2005, проверенными и подписанными районным Комитетом по соцзащите ежемесячными реестрами сведений о предоставлении гражданам льгот, счетами-фактурами.

Таким образом, доводы заявителя кассационной жалобы о недоказанности факта понесенных истцом убытков отклоняются судом кассационной инстанции как необоснованные.

Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

С учетом названной статьи и установленной ФЗ “О ветеранах“ обязанности компенсации понесенных истцом расходов по предоставлению льгот ветеранам за счет бюджетов субъектов РФ арбитражным судом принято правильное решение о возмещении истцу компенсации за предоставленные названной категории граждан льготы за счет казны края. Оснований для переоценки этих выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанции не имеется.

Нарушений при принятии обжалуемых судебных актов, на которые ссылается ответчик в настоящей кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 25.04.2006 и постановление апелляционной инстанции от 16.08.2006 по делу N А03-21926/05-15 Арбитражного суда Алтайского края оставить без
изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.