Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.10.2006 N Ф04-6494/2006(27053-А75-42) по делу N А75-1766/2006 Зачет ошибочно уплаченных денежных средств в Пенсионный фонд РФ может осуществляться налоговыми органами, и у налогового органа, в который обращалось общество с соответствующей просьбой, отсутствовали основания для отказа в проведении зачета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 октября 2006 года Дело N Ф04-6494/2006(27053-А75-42)“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение от 10.04.2006 и постановление апелляционной инстанции от 28.06.2006 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-1766/2006 по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Назарово“ к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о возврате страховых взносов и пеней,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Назарово“ (далее - ООО “Назарово“) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к
межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - налоговый орган) о возврате из бюджета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 83110,26 руб. и пеней в размере 8797,28 руб., о взыскании судебных издержек по оплате государственной пошлины и услуг адвоката.

Решением от 10.04.2006 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа заявленные требования удовлетворены в части возврата ООО “Назарово“ из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации суммы страховых взносов в размере 83110,26 руб. С налогового органа в пользу ООО “Назарово“ взысканы судебные издержки в размере 4500 руб. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Постановлением апелляционной инстанции от 28.06.2006 решение суда оставлено без изменения. С налогового органа в пользу ООО “Назарово“ взысканы судебные издержки в размере 2545 руб.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

По мнению заявителя кассационной жалобы, действующим законодательством не определен орган, который должен производить зачет (возврат) страховых взносов, и порядок проведения зачета (возврата) страховых взносов.

В судебном заседании представитель ООО “Назарово“ просит решение и постановление арбитражного суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. ООО “Назарово“ просит взыскать с налогового органа судебные издержки в сумме 12712 руб., понесенные обществом в связи с рассмотрением судом кассационной жалобы налогового органа.

Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из
материалов дела, в связи с ошибочным перечислением денежных средств в Пенсионный фонд Российской Федерации, ООО “Назарово“ обратилось в налоговый орган с письмами от 06.07.2005, 09.12.2005 и 19.12.2005 о возврате страховых взносов в размере 83110,26 руб. и пеней в размере 7854,59 руб.

Налоговый орган отказал в возврате страховых взносов и пеней, ввиду того, что действующим законодательством не определен орган, который должен производить возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов.

Арбитражный суд удовлетворил требования общества “Назарово“ о возврате денежных средств исходя из того, что администратором поступления в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является федеральная налоговая служба. Правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, сбора, пени, предусмотренные пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Суд кассационной инстанции поддерживает данные выводы арбитражного суда по следующим основаниям.

Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, правоотношения, связанные с уплатой платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.

В соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Федеральные органы государственной власти (их территориальные органы) наделяются полномочиями администратора доходов бюджетов в соответствии с приложением 11.1 к Федеральному закону от
15 августа 1996 года N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“. Администратором поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации является Федеральная налоговая служба Российской Федерации.

Возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных поручений и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате денежных средств.

Принимая решение по делу, арбитражный суд правомерно руководствовался нормами Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии с положениями статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. Пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Материалами дела подтверждается факт уплаты обществом денежных средств платежными поручениями: N N 26, 27 от 28.01.2003, N N 30, 31 от 27.02.2003, N 47 от 29.03.2003, N N 53, 54 от 29.04.2003, N N 68, 69 от 28.05.2003 в общей сумме 83110,26 руб., в которых ошибочно указан код бюджетной классификации, не соответствующий назначению платежа. Факт наличия излишне уплаченных сумм страховых взносов налоговым органом не оспаривается.

Учитывая изложенное, зачет ошибочно уплаченных денежных средств в
Пенсионный фонд Российской Федерации может осуществляться налоговыми органами в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и в данном случае у налогового органа, в который обращалось общество с соответствующей просьбой, отсутствовали основания для отказа в проведении зачета.

При указанных обстоятельствах не имеется оснований для удовлетворения кассационной жалобы. Арбитражным судом правильно применены нормы права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

Обществом с ограниченной ответственностью “Назарово“ понесены следующие расходы в связи с рассмотрением кассационной жалобы налогового органа:

по оплате проезда представителя общества для участия в заседании суда кассационной инстанции по рассмотрению кассационной жалобы - 3396 руб. (проездные билеты приобщены к материалам дела в судебном заседании);

по оплате услуг адвоката по подготовке письменных возражений на кассационную жалобу налогового органа - 2500 руб. (договор на оказание услуг и квитанция об оплате приложены к отзыву на жалобу).

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы в размере 5896 рублей подлежат взысканию с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в пользу ООО “Назарово“.

Расходы общества “Назарово“ по проезду в город Ханты-Мансийск и обратно, на проживание в городе Ханты-Мансийске не подлежат взысканию с налогового органа, так как общество не представило суду кассационной инстанции доказательств отсутствия у него возможности получения услуг по подготовке отзыва на кассационную жалобу в месте нахождения общества - город Урай.

Расходы общества “Назарово“ по оплате услуг адвоката по подготовке письменных возражений на кассационную жалобу налогового органа подлежат взысканию в разумных пределах в соответствии с нормами пункта 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи
287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 10.04.2006 и постановление апелляционной инстанции от 28.06.2006 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-1766/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре судебные расходы 5896 (пять тысяч восемьсот девяносто шесть) рублей в пользу общества с ограниченной ответственностью “Назарово“.

Арбитражному суду Ханты-Мансийского автономного округа выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.